Илия I (+ 1000), патриарх Александрийский (964 - 1000)
До избрания на патриаршество был игуменом лавры св. Харитона в Палестине. По всей видимости, происходил из арабо-христианской среды, хотя несомненно знал греческий язык и поддерживал контакты с Византией.
По свидетельству Яхьи Антиохийского, патриаршество Илии I началось на 19-м году халифата аль-Мутиа, в джумаде II (15 июня - 13 июля 964), и длилось 37 лет по счету лунной хиджры (в рукописи, положенной в основу издания летописи Яхьи, срок правления Илии I ошибочно указан как 72/3 года; эта ошибка присутствует также в рус. переводе Н. А. Медникова).
За свое долгое патриаршества Илия I был свидетелем многих событий истории христианского Востока. Т. н. византийская реконкиста в 960-х годах привела к обострению межконфессиональных отношений в Восточном Средиземноморье. В 960 и 961 годах, после побед армий имп. Никифора II Фоки, в Фустате прошли погромы в христианских церквах различных исповеданий. Особенно пострадала мелькитская (православная) церковь св. Михаила, которая в течение долгого времени оставалась в полуразрушенном состоянии. Патриарх неоднократно обращался к мусульманским властям за разрешением восстановить церковь, но получал отказ. Не имея возможности совершать богослужения в церкви св. Михаила, мелькиты Фустата проводили службы в церкви св. Исидора в квартале Каср-эш-Шама. В собственности православной общины оставалась также церковь св. Феодора, где были похоронены скончавшиеся в Египте Иерусалимские патриархи Христодул (969) и Иосиф (984).
В 969 году династия Ихшидидов, правившая Египтом, была свергнута шиитской династией Фатимидов. Недалеко от Фустата Фатимиды основали новую столицу Каир, куда вскоре перенесли свою резиденцию Александрийские патриархи. Первые фатимидские халифы проявляли исключительную веротерпимость и широко покровительствовали немусульманским общинам; христиане и иудеи занимали видные посты в гос. аппарате. Халиф аль-Азиз (975-996) был женат на православной египтянке. Один из ее братьев, Орест, стал в 986 году Иерусалимским патриархом, другой, Арсений, - митрополитом Каира и Фустата. По всей видимости, митр. Арсений оттеснил стареющего Илию от реального управления Патриархатом. Пользуясь близостью к халифу, Арсений отнял у коптов ряд храмов и монастырей, принадлежавших православным в византийскую эпоху и утраченных после арабского завоевания. Видимо, ему удалось восстановить также церковь св. Михаила, т. к. она упоминается среди каирских церквей, пострадавших от погромов в мае 996 года. Нападения на церкви в 996 году были вызваны пожаром, уничтожившим фатимидский флот, который готовился к походу на Византию. Каирская чернь обвинила в поджоге итальянских купцов из Амальфи; 160 человек купеческой колонии было убито, а их имущество и некоторые церкви разграблены. Власти, однако, сурово наказали участников погромов и добились возвращения расхищенного имущества.
Патриарх Илия I упоминается в послании 968 года сиро-яковитского Антиохийского патриарха Иоанна VII коптскому Александрийскому патриарху Мине [1]. Известно также о переписке Илии с Антиохийским патриархом Агапием I (II), который по вступлении на кафедру в кон. 977 году разослал известительные грамоты остальным православным патриархам. Патриарх Илия в своем ответе (это единственное известное нам произведение патриарха, сохранившееся лишь в пересказе хронистов) осудил Агапия за то, что тот оставил Халебскую кафедру ради Антиохийской. Он выражал сомнения в каноничности поставления Агапия, требуя объяснения причин избрания этого патриарха и письменного свидетельства антиохийского духовенства и старейшин об их согласии с его поставлением. Ответное послание Агапия от 7 декабря 978 года целиком приводится в летописи Яхьи и воспроизведено в более поздних сочинениях арабо-христианских хронистов. Агапий с достоинством и тактом доказывал правомерность своего вступления на кафедру с т. зр. церковных канонов, а также ввиду единодушного желания антиохийцев и указывал, что сомнения патриарха Илии не должны служить препятствием к общению оторванных друг от друга православных Церквей Востока. Патриарх Илия, получив послание Агапия, без дальнейших споров включил его имя в диптихи.
Патриарх Илия скончался 12 мая 1000 года в Каире, однако погребение патриарха произошло в Александрии, и там же состоялось избрание его преемником Каирского митр. Арсения.
Литература
- Император Василий Болгаробойца: Извлеч. из летописи Яхъи Антиохийского / Изд., пер., коммент.: В. Р. Розен. СПб., 1883. С. 5-11, 19, 34-35, 42-43, 295-300;
- Медников Н. А. Палестина от завоевания ея арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2(1). C. 335-337, 347, 357. (ППС; Т. 17. Вып. 2(2));
- Yahya-ibn-Sa‘ïd d'Antioche. Histoire. P., 1924. Fasc. 1. P. 779-780, 793. (PO; T. 18. Fasc. 5); 1932. Fasc. 2. P. 378-389, 415, 447-448, 462. (PO; T. 23; Fasc. 3).
- Le Quien. OC. T. 2. P. 478;
- Nasrallah. Histoire. T. 3/1. P. 107;
- Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996. С. 64-65.
Использованные материалы
- К. А. Панченко. "Илия I" // Православная энциклопедия, т. 22, с. 285-286
[1] Assemani. BO. T. 2. P. 133