Леонтий Иерусалимский (греч. Λεόντιος Ἱεροσολύμων; VI / нач. VII в.), монах, православный писатель, богослов-халкидонит.
Сведения о монахе Леонтии Иерусалимском крайне скудны, кроме того, что он был видным защитником Халкидонского собора и одним из крупнейших православных богословов первой половины VI века (или конца VI - начала VII веков), принадлежавший к палестинской традиции православного богословия.
Его перу принадлежат два трактата - "Против монофизитов" (Contra Monophysitas) и "Против несториан" (Contra Nestorianos), которые дошли до нас в составе т.н. "Леонтиевского корпуса" (Corpus Leontianum). Первый текст написан в жанре догматических апорий, а другой является комментированным флорилегием, сопровождаемым апологией Халкидонского Собора и халкидонитов.
В сочинениях Леонтия Иерусалимского читатель сталкивается со зрелой формой неохалкидонитского богословия. Содержащиеся в них аргументация и терминология максимально приближены к тому нормативному антимонофизитскому и антинесторианскому дискурсу, который превалировал у авторов конца VII - начала VIII века (прежде всего у прп. Иоанна Дамаскина).
Датировка его творений до сих остается предметом споров. На данный момент, общепринятой является точка зрения, что они были составлены во второй четверти VI века. Однако существуют веские аргументы в пользу куда более поздней датировки: концом VI века или даже 620-ми годами.
Согласно наиболее распространенной версии, будучи богословом первой половины VI века, Леонтий Иерусалимский внес важнейший вклад в формирование православного богословия, каким оно было сформулировано на V Вселенском соборе, и наряду со свт. Ефремом Антиохийским и Леонтием Византийским являлся одним из нескольких богословов-неохалкидонитов, оказавших решающее влияние на императора Юстиниана.
В рамках другой гипотезы, Леонтий был богословом конца VI - первой трети VII веков, и не мог оказать влияние на императора Юстиниана, но был старшим современником свт. Софрония Иерусалимского и прп. Максима Исповедника. Согласно этой версии, высказывается мнение о прямом (и возможно прижизненном) влиянии Леонтия Иерусалимского на преподобного Максима Исповедника.
Как бы не решался вопрос о датировке сочинений Леонтия, многие моменты его богословия по замечанию многих исследователей, могли повлиять и на св. Софрония и прп. Максима (независимо от того, когда жил Леонтий), а диоэнергизм прп. Максима мог сформироваться под влиянием диоэнергизма Леонтия Иерусалимского.
Использованные материалы
- Полемические сочинения: Леонтий Иерусалимский, Феодор Абу-Курра, Леонтий Византийский. Под ред. Г.И. Беневича. Византийская философия, Том 7. Краснодар: 2011, с. 3, 6-23:
- Беневич Г.И., Леонтий Иерусалимский // Православная Энциклопедия, т. 40, с.546-554:
- Щукин Т.А., Леонтий Иерусалимский //. Электронная энциклопедия Summa (Проект РХГА):