Спасо-Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа, 22 марта 2013 |
- Престолы: Спаса Нерукотворного (главный), прп. Андроника Московского (северный), Успения Пресвятой Богородицы (южный)
- Адрес: Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10, стр. 5. Метро "Площадь Ильича", "Римская"
- Официальный сайт: http://spaso-andronikovmon.ru
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, который расписывал фасады и интерьер собора, но сохранились лишь фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора – южном и северном. Эта живопись представляет собой стилизованный орнамент, помещенный в одинаковых по размеру кругах, соединенных между собой.
Перестройки собора начались уже с середины XV столетия: с запада к нему добавили притвор с двумя главами. В конце XVII века на месте старой колокольни возводится новая, с шатровым верхом.
Во время пожара 1748 года Спасский собор сильно пострадал от огня; в ходе последующих ремонтных работ была сделана новая кровля, которая закрыла первоначальное позакомарное перекрытие.
В 1763-1779 годах собор расширили. Узкие древние двери растесали, устроили широкие окна.
В конце XVIII века была разобрана шатровая колокольня.
Во время французского нашествия в 1812 году Спасский собор вновь пострадал - полностью обрушился верх. В том же году его начали восстанавливать, в 1813 году работы продолжились, было сделано новое завершение.
В середине XIX века Спасский собор еще раз перестраивается. В 1848-1850 годах архитектором П.А. Герасимовым устанавливается восьмигранный барабан с высоким шатром и главкой. С левой (северной) стороны собора был пристроен придел во имя преподобного Андроника, с правой (южной) – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Устроена крытая железом паперть с крыльцами. В результате собор приобрел характерный для XIX столетия вид.
При перестройках Спасского собора менялся и иконостас. В 1794 году был воздвигнут четырехъярусный иконостас с пышным декором. Иконостас начала XIX века, выполненный в стиле классицизма, значительно отличался от предыдущего большей сдержанностью, монументальностью композиции, выделением центральной части. В 1867 году его сменил пятиярусный деревянный позолоченный иконостас "с резьбою разнофигурною", о чем свидетельствовала "Главная опись Спасо-Андроникова монастыря".
В Спасском соборе находилась величайшая святыня монастыря – рака с мощами первых игуменов обители – преподобных Андроника и Саввы.
Закрытие и разорение монастыря
В начале 1918 года Спасо-Андроников монастырь закрыли. Церковная утварь и иконы были изъяты. С раки, в которой покоились мощи первых игуменов, было сорвано серебро весом более семи пудов. Что стало со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы - неизвестно.
В 1947 году по распоряжению И.В. Сталина территория монастыря была передана новообразованному музею.
В середине XX столетия началась реставрация Спасского собора, в результате которой был возвращен его древний облик. Первый проект реставрации собора выполнил известный архитектор Петр Николаевич Максимов. Над проектом реставрации работали также П.Д. Барановский, Г.Ф. Сенатов; реставрационные работы были выполнены в 1959-1961 годах бригадой архитекторов (Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подъяпольский, М.Д. Циперович) под руководством Л.А. Давида.
Возрождение приходской жизни
В конце 1980-х директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) Софья Владимировна Вашлаева обратилась к наместнику Свято-Данилова монастыря архимандриту Тихону (Емельянову) с предложением о периодическом осуществлении богослужений монахами в Спасском соборе Андроникова монастыря. 17 июля 1989 года, в день памяти преподобного Андрея Рублева при участии братии Свято-Данилова монастыря около Спасского собора был совершен молебен.
К Рождеству Христову 1990 года был подготовлен временный одноярусный иконостас с иконами из Данилова монастыря. Накануне праздника храм был освящен малым чином благочинным Свято-Данилова монастыря архимандритом Лукой (Пинаевым).
В дальнейшем службы совершались по двунадесятым праздникам. В храме никаких работ не проводилось.
С Рождества 1991 года начались богослужения в храме по воскресным дням.
Издательская деятельность прихода началась в 1992 году с выхода первого сборника статей по церковному искусству «Хоругвь», а также нот – расшифровок с крюковых рукописей древнего распева.
В 1993 году, с момента получения дополнительных помещений, была организована иконописная мастерская.
В 1993 году западный фасад над входом в собор был украшен настенной живописью – образом Спаса Нерукотворного. Подобный был здесь и в древности, он принадлежал кисти Андрея Рублева. Современный образ выполнен в технике термофосфатной живописи, устойчивой к различным воздействиям среды. Методику новой живописной техники разработал О.Б. Павлов. Прорись «Спас Нерукотворный» выполнил Н.В. Гусев, а живописные работы – О.Б. Павлов и А. Ремнев.
В том же 1993 году решили найти место древнего престола Спасского собора. Обратились к директору ЦМиАР С.В. Вашлаевой и получили разрешение на проведение изыскательских работ. Во время этих работ под алтарем собора были обретены мощи шести монахов начала XV века. В связи с этим собор 4 января 1994 года посетил патриарх Алексий II, который одобрил проведенные работы и благословил приход на дальнейшие изыскания.
В ходе реставрационных работ было открыто двенадцать белокаменных резных блоков. Установлено, что орнаментальная резьба производилась в непосредственной близости от месторождения известняка, сразу после его добычи. Этим специалисты объясняют особенности большинства сохранившихся рельефов: каменный декор выглядит сделанным как будто из мягкого пластичного материала, тончайшие грани резьбы по нему не имеют сколов. Возможно, в конце XIV – начале XV столетия алтарная преграда Спасского собора Андроникова монастыря представляла собой резную белокаменную стену, в которую и входили сохранившиеся блоки с рельефами.
В 1995 году приходу было передано здание древней монастырской часовни «Проща» на Тулинской улице (по ходатайству прихода теперь этой улице присвоено имя Сергия Радонежского). Часовня была восстановлена к 2000 году. В ней служатся молебны и панихиды, находится церковная лавка.
В 1998 году приход получил права на земельный участок рядом с монастырем, где ранее находилось древнее монастырское кладбище. А в 2000 году на этом участке началось строительство храма во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского, который был освящен 20 декабря 2015 года.
В 2015 году приобретена земля близ уничтоженного в 1920-е годы древнего колодца, ископанного святым игуменом Андроником на берегу реки Яузы в 200-х метрах от монастыря, для восстановления Святого колодца и строительства часовни. Сейчас там установлен поклонный крест.
Одновременно с организацией прихода стала формироваться библиотека духовной литературы. В настоящее время в ней собрано около 2000 книг.
Настоятели
- Вячеслав Савиных (с 23 марта 1991)
Архитектура
Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря.
Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер.
Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.
Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Вверху хорошо читается крест, образованный пересечением продольного и поперечного цилиндрических сводов. Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания.
Главная особенность композиции собора – динамичность его силуэта, ясно выраженная устремленность вверх, что связано с его особым мемориальным характером: это храм-памятник героям Куликовской битвы, погребенным в Андрониковом монастыре, как о том сообщают отдельные списки «Повести о Мамаевом побоище».
Использованные материалы
- Раздел "О храме" приходского сайта, по материалам книги Т.В. Барсегян (Куксинской) "Московский Спасо-Андроников монастырь"
- Краткая история прихода, страница приходского сайта