Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИУВЕНАЛИЙ АЛЯСКИНСКИЙ

Перенаправлено со статьи "ЮВЕНАЛИЙ (ГОВОРУХИН)"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сщмч. Иувеналий Аляскинский. Икона работы Хитера Маккина (миссия сщмч. Иувеналия в г. Каилуа, Гавайи), 2007 г.
Сщмч. Иувеналий Аляскинский. Икона работы Хитера Маккина (миссия сщмч. Иувеналия в г. Каилуа, Гавайи), 2007 г.
Иувеналий (Говорухин), Аляскинский (1761 - 1796), иеромонах, миссионер, первомученик Американский

Память 2 июля, 24 сентября (ПЦА), в Соборах Валаамских святых, всех святых Аляски (ПЦА) и первомучеников Американской земли (ПЦА)

В миру Говорухин Яков Фёдоров, родился в 1761 году в Екатеринбурге в семье шихтмейстера (горного чиновника 14-го класса), работавшего на Нерчинских заводах. Брат иеродиакона Стефана.

В 1784 году Яков Говорухин был зачислен в армию в чине «инженерного прапорщика», служил на Колывано-Воскресенских заводах и рудниках.

В 1791 году был уволен "на собственное пропитание", поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.

После учреждения в 1793 году Северо-американской кадьякской духовной миссии во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) Яков Говорухин был рекомендован для участия в ней в сане иеродиакона, но митр. Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) указал рукоположить его во иеромонаха.

25 мая 1793 году Яков был пострижен в монашество с именем в честь свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского.

В состав миссии вошел также родной брат Иакова Михаил Фёдоров Говорухин, послушник Коневского монастыря, ранее служивший «унтер-шихтмейстером» на Нерчинских заводах. Путь к месту расположения миссии проходил через Иркутск, где по просьбе архим. Иоасафа послушник Михаил 20 апреля 1794 года был пострижен в монашество с именем Стефан и 30 апреля рукоположен во иеродиакона.

По отзыву архим. Иоасафа, "Ювеналий… довольно рачителен, а брат его… отец Стефан, хотя и молодой человек, но такой добрый, простонравный, услужливый и умный, что хотя бы из Валаамского братства выбрать, так и днем с огнем наищешься столь способного по здешнему месту". В другом письме архим. Иоасаф называл Иувеналия "добрым человеком" [1]. Из Иркутска миссионеры отправились по Лене до Якутска, а затем до Охотска, откуда отплыли в Америку.

"От Валаама до Аляски". Прибытие миссионеров в Америку. Роспись собора свт. Николая в Вашингтоне. Нач. 1990-х. Мастер А. И. Чашкин
"От Валаама до Аляски". Прибытие миссионеров в Америку. Роспись собора свт. Николая в Вашингтоне. Нач. 1990-х. Мастер А. И. Чашкин
24 сентября 1794 года миссионеры прибыли на остров Кадьяк, к востоку от полуострова Аляска. В течение двух месяцев Иувеналий вместе с бывшим насельником Коневского монастыря иером. Макарием и толмачами объехали весь остров (один по северному, другой - по южному берегу) и крестили всех местных жителей - кадьякских алеутов. Иером. Иувеналий и иеродиак. Стефан (Говорухин) участвовали также в строительстве первого деревянного храма в честь Воскресения Христова, совершали богослужения в Павловской Гавани. Один из инициаторов миссии, купец Г. И. Шелихов, намеревался найти в колониях инженера-фортификатора. Но за неимением такового советовал главному правителю русских поселений в Америке А. А. Баранову привлекать для консультаций при планировании крепостей иером. Иувеналия и иеродиак. Стефана, "яко людей, служивших в горных заводах, когда были они в светской жизни, и, следовательно, знающих науки математические… геодезию и архитектуру" [2].

Прп. Герман Аляскинский в письме валаамскому игум. Назарию (Кондратьеву) передал свидетельство о том, что иеромонахи Макарий и Иувеналий "горели наибольшей ревностью" в деле крещения местного населения и спорили между собой, желая отправиться на Аляску. Передвигались они на байдарках, "малейших кожаных лодочках, невзирая на все морские опасности". Прп. Герман описал и предполагаемый маршрут о. Иувеналия: "В скором времени отправится отец Ювеналий на матерую, начиная с Кенайской губы - в Чугачи, Алегмют, дальние Колоши и другие многие языки, даже до Чилхата" [3].

Иером. Иувеналий был назначен в новое поселение в зал. Якутат (Беринга), в северо-восточной части зал. Аляска, где архим. Иоасаф предполагал устроить не только храм, но и монастырь. Но до цели о. Иувеналий так и не добрался. Капитан Г. Л. Прибылов, ссылаясь на недостаток пресной воды, развернул судно «Три святителя» обратно, к Кадьяку, по дороге остановившись в гавани Нучек на одноименном острове (ныне Хинчинбрук) в вост. части Чугацкого (Чугачского) зал. (ныне зал. Принс-Уильям). На Якутат следом поехали архим. Иоасаф с Барановым.

Иером. Иувеналий остался в Нучеке, где никто из священников ранее не бывал, провел зиму 1795/96 г. в редуте святых Константина и Елены (Константиновском). По некоторым сведениям, его задачей было "успокоение мятущегося бунтующего… народа". Он крестил 746 чугачей. С острова Нучек он перешел на Кенайский полуостров Аляски, где также стал первым миссионером, совершал богослужения в Николаевском редуте - крепости, построенной русскими в 1791 году на северо-западном побережье полуострова. Иером. Иувеналий "переносил обиды, терпел нужды голода и холода и многих обратил к познанию веры" [4], в т. ч. тойона - племенного вождя.

Летом 1796 года о. Иувеналий пробрался в сев. области Аляски, к оз. Илиамна (оз. Шелихова), где, согласно сведениям, приводимым некоторыми авторами XIX в. [5], и в том же году принял мученическую кончину. Баранов в письме Ларионову от 24 июля 1800 года также называл места, где «потерялся» о. Иувеналий,- оз. Илиамна и р. Квичак, вытекающая из него и впадающая «в северное позад Аляксы море» [6].

Отношения миссии с руководством Российско-американской компании были сложными, и миссия не пользовалась охраной с ее стороны. "Я слыхал от некоторых, - писал архим. Иоасаф (Болотов) Шелихову 18 мая 1795 года, - что Баранов со своими бунтовщиками нередко поговаривает: нам бы-де как отправить на тот свет архимандрита да Ювеналия, а прочих как мух придавим" [7]. Сторонник Баранова, один из основателей Российско-американской компании, Н. П. Резанов, в свою очередь считал туземцев неподготовленными к принятию христианства, особо отмечал незнание миссионерами их языка. Он писал о кончине о. Иувеналия (6 ноября 1805), не сдерживая досады:

"На полуострове Аляске завелся было на… Илямне… торг с горными народами, великие пользы открывавший, монах Ювеналий тотчас улетел туда для проповеди, крестил их насильно, венчал, отнимал девок у одних и отдавал другим. Американцы все буйство его и даже побои долго сносили, но наконец опомнились, что от этого урода и избавиться можно и, посоветовавшись между собой, кончили тем, что убили преподобного, да об нем и жалеть бы нечего, но принесли в жертву ожесточению своему и всю артель русских и кадьякцев, не оставя ни одного живого" [8].

Согласно справке о хозяйственной деятельности компании Шелихова,

летом 1796 года иером. Иувеналий, "не испросив позволения от начальника своего, епископа (тогда еще архимандрита - ред.) Иоасафа, пустился разъезжать по северной части берегов матерой земли и далеко за Аляскою с тремя промышленниками и несколькими новокрещеными из кенайцев убит от тамошних, нам еще не мирных народов" [9].

Существует несколько версий обстоятельств смерти о. Иувеналия. Первая связывает его кончину с распространением им христианской морали среди танаинов (Denaína) или юппик-эскимосов. После крещения одного племени о. Иувеналий запретил туземцам иметь по несколько жен и, кроме того, возвращаясь, убедил старейшину отдать ему всех детей для обучения в школе на Кадьяке. Когда о. Иувеналий ушел с детьми, его противники устроили погоню. Они догнали миссионера. Несмотря на то что отец иеромонах имел при себе оружие, "не хотел он ни бежать от них, ни защищаться, но с полным самоотвержением покорился Промыслу, прося их только об оказании пощады спутникам своим. Просьбу эту злодеи исполнили". Индейцы жестоко избили о. Иувеналия, забрали детей и отправились обратно. Но иеромонах вдруг поднялся и с крестом в руках пошел за удалявшимися мучителями. Увидев это, туземцы стали с еще большей жестокостью бить миссионера. Как только они отошли, он вновь поднялся и последовал за ними. Тогда язычники "искрошили его в куски" и зарыли. Но на месте погребения столб пламени или дыма, "подъемлющийся в недосязаемую взорам высоту, свидетельствовал о невинно пролитой крови" [10].

В ином варианте повествования передан рассказ местных жителей русским матросам: "Он обращал нас к своему Богу, а мы... привязали его к дереву; но уже, совсем мертвый, три раза восставал и снова начинал убеждать нас, доколе, наконец, не отдали мы его на съедение нашим соседям" [11]. Эта версия обстоятельств гибели иером. Иувеналия - наиболее ранняя, но каннибализм не был свойствен местным жителям.

Согласно другой версии, о. Иувеналия, ориентируясь на голоса людей, подошел к лагерю одного из воюющих племен в районе оз. Илиамна. Стражники, заметив приближающегося человека, посчитали его неприятелем и, приняв в сильном тумане крест в его руках за оружие (или восприняв крестное знамение как жест агрессии), стали стрелять.

Согласно рассказу 104-летнего местного жителя, записанному миссионером диак. Василием Орловым, и другим источникам, о. Иувеналий отправился на север, прошел вдоль р. Нушагак и от верховьев р. Кускоквим (Кускокуим) по ее течению вышел на юго-запад Аляски, побережье Берингова м. к зал. Кускоквим. У пос. Куинхагак (Квингагах, Квынкхак, ныне Кинегнак) он погиб от копий и стрел эскимосов-юппиков Центральной Аляски, которые действовали по наущению шамана. Убили и провожатого (провожатых) из числа танаинов. Когда шаман или колдун после убийства священномученика надел на себя его крест, то уже не мог совершать языческие обряды и признал силу креста. Именно это место гибели миссионера, а не окрестности оз. Илиамна, является наиболее вероятным, как показал в неопубликованной работе финский исследователь П. Халламаа.

Местные предания сообщают также, что тело священника было похоронено в горах [12].

По дороге к Кускоквиму, на оз. Тугияк (Тогиак), в сев. части Бристольского зал. Берингова моря, штурман И. Я. Васильев в 1829 году видел у многих аборигенов медные образа и крест, которые, по его предположению, достались им от о. Иувеналия, "убитого от сего народа около 1796 г. близ селения Квинты" (Кинегнак) [13].

Осенью 1799 году в Охотском море при кораблекрушении погиб иеродиак. Стефан (Говорухин).

Считается, что за время служения иеромонахи Иувеналий и Макарий крестили более 5000 туземцев Русской Америки. После мученической кончины Иувеналия в Николаевском редуте стали совершаться богослужения два раза в месяц. В 1848 году по инициативе свт. Иннокентия (Вениаминова) там была построена церковь в честь Успения Пресв. Богородицы.

Крайне сомнительна подлинность "ежедневного журнала" - дневника о. Иувеналия, обнаруженного в Калифорнийском университете в Беркли, который, вероятно, является подделкой, написанной неким Иваном Петровым [14].

В 1980 году иером. Иувеналий и отрок Петр Алеут по инициативе Григория (Афонского), еп. Ситкинского и Аляскинского, прославлены как местночтимые святые Аляскинской епархии Православной Церкви в Америке. 18 октября 2004 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя св. Иувеналия было включено в Собор Валаамских святых.

Литература

  • The Travel Journal of Vasilii Orlov / Ed. A. J. Shalkop // Pacific Northwest Quarterly. Seattle, 1977. Vol. 68. N 3. P. 139-140
  • Муравьев А. Н. Путешествие по св. местам русским. СПб., 1836. С. 152-153;
  • [Иннокентий (Вениаминов), свт.] Записки об островах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. Ч. 2. С. 154-156;
  • он же. Состояние Правосл. Церкви в Российской Америке // ЖМНП. 1840. Ч. 26. № 6. Отд. 5. С. 20-21, 51-52;
  • он же. Творения. М., 1887. Кн. 2. С. 5-6;
  • Деменков Д. А. Распространение правосл. веры в Америке // Очерки России, издаваемые Вадимом Пассеком: [Сб. ст.]. М., 1842. Кн. 5. С. 223-232;
  • Тихменев П. А. Ист. обозрение образования Рос.-Американской компании и действий ее до настоящего времени. СПб., 1861. Ч. 1. С. 42-44, 51, 59-60, 70, 78-79; 1863. Ч. 2. Прил. С. 105, 137;
  • Нил (Исакович), архиеп. Путевые записки. Ярославль, 1874. Ч. 2. С. 393-395;
  • Львов А. Н. Краткие ист. сведения об учреждении в Сев. Америке правосл. миссии, об основании Кадьякской епархии и о деятельности там первых миссионеров. СПб., 1894. С. 7, 19-21, 26-27;
  • Очерк из истории Американской Правосл. Духовной миссии (Кадьякской миссии 1794-1837 гг.). СПб., 1894. С. 43, 69-74;
  • Валаамские миссионеры в Америке (в кон. XVIII ст.). СПб., 1900;
  • Валаамский мон-рь и его подвижники. СПб., 1903 3;
  • Фёдорова С. Г. Рус. население Аляски и Калифорнии: Кон. XVIII в.- 1867 г. М., 1971. С. 196, 230;
  • она же. Штурманы Иваны Васильевы и их роль в изучении Аляски (1-я пол. XIX в.) // Летопись Севера. М., 1979. Т. 9. С. 167-210;
  • она же. Русская Америка: от первых поселений до продажи Аляски: Кон. XVIII в.- 1867 г. М., 2011. С. 166, 202;
  • Gregory (Afonsky), bishop. A History of the Orthodox Church in Alaska: (1794-1917). Kodiak, 1977;
  • Врангель Ф. П. Кадьякский отдел, о-в Кадьяк: Замечания для пополнения записок г. Хлебникова // Рус. Америка в неопубликованных записках К. Т. Хлебникова / Сост., введ. и коммент.: Р. Г. Ляпунова, С. Г. Фёдорова. Л., 1979. С. 49, 51, 243;
  • Americás New Saints: Protomartyrs Juvenal and Peter the Aleut // Orthodox America. Etna (Calif.), 1981. Vol. 1. N 8. February;
  • Black L. T. The Daily Journal of Reverend Father Juvenal: A Cautionary Tale // Ethnohistory. 1981. Vol. 28. N 1. P. 33-58;
  • Oleksa M. The Oral Tradition about the Death of Fr Juvenaly among the Native Peoples of Southwestern Alaska // SVTQ. 1983. Vol. 27. N 2. P. 133-137;
  • idem. The Death of Hieromonk Juvenaly // Ibid. 1986. Vol. 30. N 3. P. 231-268;
  • The Death of Hieromonk Juvenaly // Russia in North America: Proc. of the 2nd Intern. Conf. on Russian America, Sitka, Alaska (Aug. 19-22, 1987). Kingston (Ont.);
  • Fairbanks (Alaska), 1990. P. 322-357;
  • Pierce R. A. Russian America: A Biogr. Dictionary. Kingston;
  • Fairbanks, 1990; Поберовский С. Очерк истории Православия в Америке (1794-1867) // Православная жизнь. 1994. № 4. С. 18-19;
  • Правосл. миссионеры на Аляске / Сост., введ., примеч.: Г. И. Дзенискевич // Рус. Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и др. очевидцев / [Отв. ред.: А. Д. Дризо, Р. В. Кинжалов]. М., 1994. С. 191-203;
  • Барсуков И. П. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1997. С. 267;
  • История Рус. Америки: (1732-1867) / Общ. ред.: Н. Н. Болховитинов. М., 1997. Т. 1: Основание Рус. Америки (1732-1799). С. 261, 263-264;
  • Либеровский А. П. Правосл. Церковь в Америке: святые и соборы // ЕжБК. 2000. С. 413-422;
  • Климент (Капалин), митр. Свт. Иннокентий и расцвет правосл. миссии на Аляске (1824-1867) // Богословско-ист. сб. Калуга, 2005. Вып. 2. С. 35-126;
  • он же. РПЦ на Аляске до 1917 г. М., 2009. С. 43-44, 55-60, 90, 97, 197, 203, 453;
  • Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. С. 94-98, 642-644;
  • Прп. Герман Аляскинский, валаамский подвижник в Америке / Авт.-сост.: С. А. Корсун. СПб., 2005. С. 21-24, 29-30, 36-39, 44-45.

Использованные материалы

  • Свящ. Александр Берташ. "Иувеналий (Говорухин Иаков Фёдоров)" // Православная энциклопедия, т. 28, с. 362-367



[1]  Деменков. 1842. С. 229; Письмо Иоасафа, преосв. Кадьякского, к ректору Ярославской семинарии [архим.] Иерониму (Понятскому) // ДЧ. 1910. Ч. 1. № 2. С. 273-281

[2]  цит. по: Фёдорова. 1971. С. 196

[3]  Деменков. 1842. С. 225-226

[4]  Врангель. 1979. С. 49, 51

[5]  Включая свт. Иннокентия (Вениаминова), Ю. Ф. Лисянского, А. Н. Муравьёва, Н. П. Резанова и Ф. П. Врангеля

[6]  Тихменев. 1863. Ч. 2. Прил. С. 137

[7]  Там же. С. 105

[8]  Письмо [Н. П.] Резанова к директорам р[ос.]-а[мериканской] компании из Новоархангельска от 6 нояб. 1805 г. // Тихменев. Ч. 2. Прил. С. 214-215

[9]  РГИА. Ф. 796. Оп. 74. Д. 210. Л. 263; Онуфрий (Маханов). 2005. С. 643

[10]  Иннокентий (Вениаминов). 1840. С. 155; Очерк из истории Американской Правосл. Духовной миссии. 1894. С. 72-73

[11]  Муравьёв. 1836. С. 153

[12]  Oleksa. 1983. Р. 134-137

[13]  Фёдорова. 1979. С. 188

[14]  Hoffman B. G. A Daily Journal (1796) Kept by the Reverend Father Juvenal // The Kroeber Anthropological Society Papers. 1952. N 6. P. 26-59

Редакция текста от: 23.03.2020 08:12:40

"ИУВЕНАЛИЙ АЛЯСКИНСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google