Балыкинская икона Божией Матери |
Празднование 30 июня и в 10-ю пятницу по Пасхе
Прославилась икона в России в 1709 году, во время Северной войны; названа по местонахождению в с. Балыкине Стародубского уезда Черниговской губернии (ныне Брянская обл.).
История чудотворного образа была изложена в рукописном «Сказании», хранившемся в храме свт. Николая в Балыкине. В 1866 году рукопись была вывезена архиепископом Черниговским Филаретом (Гумилевским) для исследования и публикации; в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Впоследствии текст «Сказания» был дополнен новыми чудесами.
По преданию, когда войска шведского короля Карла XII подходили к Стародубу, в очах Царицы Небесной на иконе появились слезы. Владелец иконы офицер Стародубского полка Тимофей Дульский решил пожертвовать явивший чудо образ одному из бедных приходов, но медлил с исполнением обета.
После того как ему дважды явилась Богородица, он в 1711 году передал икону в новопостроенную деревянную церковь во имя свт. Николая в с. Балыкине. Икона прославилась чудотворениями: первое, прозрение дочери военачальника Стародубского полка Ф. Случановского, было записано в 1712 году, известны исцеления после молебна перед Балыкинской иконой Е. С. Кончиной (в 1866) и Е. И. Золотниковой (в 1888). К святыне стекались паломники не только Черниговской, но и Курской, Смоленской и Полтавской губерний. Незадолго до Октябрьской революции образ был сильно поврежден в результате самовозгорания, но огонь не коснулся лика Божией Матери.
В 1920-1930-е годы храм в с. Балыкине и его убранство были спасены заступничеством Богородицы: она явилась во сне председателю колхоза и обещала ему помощь, если он сохранит святыни. Председатель собрал церковную утварь в алтарь, а в помещении храма устроил сенохранилище. Во время Великой Отечественной войны он, командир партизанского отряда, попал в плен, но избежал расстрела.
Описание
Икона написана на холсте, приклеенном на доску, в живописном стиле в XVII (?) в., закрыта стеклом и металлическим окладом с покрытием, имитирующим золочение (размер 90´ 66 см), начертана малороссийским письмом. Богородица изображена с молитвенно сложенными у груди руками, с немного склоненной головой к лежащему на Ее коленях Младенцу, волосы спускаются прядями на плечи, голову венчает украшение, напоминающее диадему, вокруг нимба - 7 шестиконечных звезд. Существует несколько иконографических вариантов Балыкинской иконы: Младенец держит в руках яблоко или державу, Его тело прикрыто на бедрах белой тканью или обнажено, правая ножка вытянута или подогнута.
Иконография
Иконография Балыкинской иконы восходит к западным образцам, иконам «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов» (Богородица нередко изображалась коленопреклоненной, с прижатыми к груди руками, перед лежащим в яслях Богомладенцем), изображениям Мадонны «del Umilta» (известны с XVI в. в живописи Сев. Италии), где Богоматерь также представлена с Младенцем на коленях, как правило с сомкнутыми на груди в молении руками.
В 1770 году В. Юркевич пожертвовал серебряный оклад на Балыкинскую икону; в 1811 году, согласно надписи, оклад переделан и позолочен «коштом» гр. А. И. Безбородко, 11 аметистов были вставлены в венец Богородицы и 3 - в венец Младенца. Нити жемчуга, золотые кольца, цепочки и другие ювелирные изделия, пожертвованные верующими, получившими благодатную помощь от иконы, дополняли украшения иконы. Весь драгоценный убор Балыкинской иконы после 1918 года был утрачен.
В настоящее время Балыкинская икона находится в алтаре церкви во имя свт. Николая в с. Балыкине за престолом в резном киоте и во время праздничных богослужений выносится на середину храма.
Празднование Балыкинской иконы до 1917 года совершалось (по чину праздника Казанской иконы Божией Матери на 8 июля) в с. Балыкине 24 июня, 29 июня и 1 сент. (в память последнего поновления ризы в сер. XIX в.); в Орле 30 июня; указывается также 10-я пятница по Пасхе. В настоящее время местное празднование в с. Балыкине 1 сент., в Ростове 19 июля. Существует акафист Балыкинской иконе, написанный в ХХ в.
Чудотворные списки
Образ из орловского Введенского женского монастыря (до 1788 относился к Черниговской епархии) исполнен в размер оригинала, закрыт серебряным позолоченным окладом. Богородица изображена в венце, с 12 звездами вокруг нимба. По преданию, икона попала в обитель в 1712 году как благословение свт. Иоанна (Максимовича), архиеп. Черниговского. Заступничеством Божией Матери инокини и монастырское имущество не пострадали во время пожара 1843 году; обитель была быстро отстроена на новом месте «без всяких денежных средств». Чудеса, происходившие от иконы, записывались в монастыре (первое зафиксировано в 1858), среди них преобладают исцеления больных младенцев. Чудотворная Орловская-Балыкинская икона, находившаяся в уездном городе, была более известна, чем первообраз из с. Балыкина. В настоящее время она находится в алтаре монастырского собора.
Особенностью Ростовской иконы Божией Матери «Умиление» (празд. 19 июля) (кон. XVIII - нач. XIX в.) является изображение венца на голове Богородицы, яблока и свитка в руках Младенца. Икона (размер 64´ 52 см) была выносной и имела специальную рукоять. Прославилась в 1910 году в Ростове Великом после чуда исцеления от эпилепсии и малокровия 10-летней Лизы Лепёшкиной. Известие о чуде быстро распространилось по всей России, и в Ростов стали стекаться паломники. Перед чудотворным образом неоднократно служил свт. Тихон (Беллавин), архиеп. Ярославский и Ростовский. 22-23 мая 1913 г., во время торжеств, посвященных 300-летию Дома Романовых, св. царь-страстотерпец и мч. Николай II с августейшей семьей молился в Ростове Великом перед чудотворным образом; во время посещения ростовского Спасо-Иаковлевского монастыря он беседовал с исцеленной девочкой.
В 1910-е с чудотворной иконы сделали несколько списков (напр., 2 иконы и хоругвь с живописным изображением из церкви свт. Николая на Всполье в Ростове Великом, образ в Спасо-Иаковлевском монастыре). Паломники разносили по России небольшие эмалевые образки (1910-е годы. ГМЗРК, ЦМиАР) с наименованием иконы «Умиление» или «Умиление Ростовская». Был издан эстамп с изображением чудотворной иконы и молитвы к ней (предположительно написана еп. Угличским Иосифом (Петровых). Перед разрушением Благовещенского храма в 1930 году икона в резном киоте (1910-е) была перенесена в церковь свт. Николая на Всполье, где хранится в настоящее время.
Чтимые списки Балыкинской иконы находились также в Мозоловском Вознесенском монастыре Мстиславского уезда Могилёвской губернии [1] (пожертвована гр. Чернышевой, владелицей с. Балыкина); в Стародубе Черниговской губернии и в с. Бацкине (ныне Дятьковский район Брянской обл.).
В 1823 году В. С. Жданова подарила список с чудотворной Балыкинской иконой в московский храм свт. Николая в Плотниках; в 1852-1856 гг. при перестройке церкви на средства А. А. Небольсиной был устроен придел во имя Балыкинской иконы.
Сохранились один из списков Балыкинской иконы на холсте (1792; ЦМиАР), икона 2-й четв. XIX в. (ЦАК МДА) - с образом мц. Татианы, эмалевая икона начала XX века (ЦМиАР).
Литература
- Филарет (Гумилевский), архиеп. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 7. с. 61-63.
- Лазаревский А. М. Описание старой Малороссии: Материалы для истории заселения, землевладения и управления. К., 1888. Т. 1: Полк Стародубский. с. 268.
- Кулжинский Г. Сказание о явлении Балыкинского чудотворного образа Богоматери в Черниговской губернии и чудесных знамениях от списка с онаго в Орловском Введенском девичьем монастыре, составленные на основании достоверных свидетельств и письменных документов // Орловские ЕВ. 1893. № 5, 6; 1895. № 44-47.
- Кулжинский Г. Балыкинский чудотворный образ Божией Матери в Черниговской губернии и список с онаго в г. Орле // Черниговские епарх. изв. 1896. № 11. с. 343-348; № 12. с. 376-383.
- Корноухов Е. А. Алфавитный список церквей Черниговской епархии // Тр. ЧГУАК, 1906-1908 гг. Чернигов, 1908. Вып. 7. Прил. с. 39.
- Новое чудо милосердия Царицы Небесной в г. Ростове Великом. Серг. П., 1911; Сорок сороков. Т. 2. с. 425.
Использованные материалы
- Давыдова Е. В., Вахрина В. И., Яскевич Е. А. "Балыкинская икона Божией Матери" // "Православная энциклопедия", Т. 4, с. 291-293:
- Булгаков С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей. Часть II: Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства. Алфавитный указатель икон Пресвятой Богородицы, хранящихся в наших монастырях с восполнением его сведениями и об Её прочих общецерковно и местночтимых свв. иконах. - М: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, с. 1480-1481.
[1] Большая биографическая энциклопедия, со ссылкой на Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913., http://theological_encyclopedia.academic.ru/1225/Мозоловский...кий