Мч. Евстафий Апсильский, Харранский. Икона XXI в., работа инока Георгия |
Память 14 марта (Греч.), 20 сентября (Абхаз.)
Согласно «Хронографии» прп. Феофана Исповедника (нач. IX в.), Евстафий Апсильский (в источнике - Евстафий), сын патрикия Мариана, был захвачен в плен арабами при взятии ими крепости Сидирон (Сидирун, букв.- Железная, в районе совр. Цебельды) во время их вторжения в горную Апсилию и Мисиминию (на юго-востоке совр. Абхазии) под командованием Сулеймана, сына халифа Хишама (724 - 743). Этот поход летописец датирует 6230 (738) г. и считает, что арабы выступили против «Романии» (т. е. Византии), поскольку в то время эти земли входили в сферу византийского политического влияния.
Согласно другому сообщению прп. Феофана [1], в ходе экспедиции, состоявшейся между 706 и 711 гг. [2], при взятии упомянутой крепости византийцами у арабов будущему императору Льву III помог некий Марин, "первый из апсилов". Возможно, речь идет об отце мч. Евстафия, который в таком случае был правителем Апсилии и за оказанную помощь получил от императора титул патрикия. Высказывалось предположение о тождестве отца Евставия Апсильского с патрикием Марином, упоминаемым в некоторых рукописях «Эклоги» императоров Льва III и Константина V [3].
В 6232 (740) году [4], согласно «Хронографии», св. Евстафий в числе многих христиан принял мученическую кончину за отказ принять ислам по приказу халифа Хишама в г. Харран (Месопотамия). Как следует из сообщения прп. Феофана, у мощей мч. Евстафия, хранившихся в этом городе, совершались многочисленные исцеления.
Сообщение о Евстафии Апсильском также содержится в «Хронике» яковитского патриарха Михаила Сирийца. Автор трактует указ халифа Хишама как повеление казнить всех находившихся в плену византийцев в ответ на ложное известие о том, что имп. Лев III убил всех арабских пленных, и поэтому ставит под сомнение мученический характер смерти Евстафия Апсильского и пострадавших вместе с ним [5]. Сообщение Михаила Сирийца повторяет под 740 г. автор анонимной сирийской хроники 1234 г.
Кардинал Цезарь Бароний включил Евстафия Апсильского "с дружиной" в Римский Мартиролог на основании сообщения прп. Феофана, почерпнутого им из лат. перевода Анастасия Библиотекаря [6], где Евстафий фигурирует как Евтихий, а казнившим его халифом ошибочно назван аль-Валид II, преемник Хишама (в Мартирологе искаженная форма - Евелид). Наименование патрикия отнесено Баронием к самому Евстафию.
В современных греч. святцах память св. Евстафия отмечается 14 марта под именем мч. Евтихия.
Мч. Евстафий Апсильский - один из наиболее почитаемых святых на территории совр. Абхазии. Его память совершают 20 сентября, в день памяти вмч. Евстафия Плакиды (I в.). Существует предание, что мч. Евстафий воздвиг в Цебельде храм во имя вмч. Евстафия и благодаря ему абхазы стали почитать этого святого: в абхазском фольклоре сохранился пересказ византийского текста «Мученичества святого Евстафия Плакиды и его кровных» [7].
В 2004 году иером. Дорофеем (Дбаром), ректором Новоафонского духовного училища, было составлено жизнеописание мч. Евстафия Апсильского, а абхазский художник Б. Джопуа создал изображение святого, на основе которого иноком Георгием из Сухуми была написана икона мученика (изд. с текстом жизнеописания на обороте. 2005. Нов. Афон). В 2007 году в Очамчире был воздвигнут храм во имя мч. Евстафия Апсильского.
Иконография
Мч. Евстафий Апсильский изображается в виде воина: он облачен в хитон, доспехи, гиматий, ноговицы. Золотые, украшенные драгоценными камнями подол, поручи и шапка с меховой опушкой (на левом плече мученика) указывают на знатное происхождение святого. На груди - золотой, также украшенный драгоценными камнями плат с изображением головы оленя, между ветвями рогов которого написан лик Иисуса Христа,- образ, заимствованный из Жития вмч. Евстафия Плакиды [8]. В левой руке Евстафий держит меч, в правой - крест и двухконечную стрелу, символизирующую справедливость и возмездие. Абхазы помещали раздвоенные стрелы на иконах (или возле) мучеников-воинов, главным образом вмч. Георгия. Считалось, что в случае невыполнения обета или нарушения клятвы, данных перед иконами этих святых, стрелы преследуют человека, вонзаясь в деревья или деревянные предметы, - т. о. св. воины «напоминают» о данных обетах.
Литература
- Michel le Syrien. Chronique / Éd. J.-B. Chabot. P., 1901. Brux., 1963r. T. 2. P. 501;
- Chronicon Anonymi ad annum Christi 1234 pertinens / Interpr. I.-B. Chabot. Lovanii, 1937, 1965r. P. 244. (CSCO; 109. Syr.; 57);
- MartRom. P. 96-97;
- Чичуров И. С. Визант. ист. сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. М., 1980. С. 139 (коммент.).
- ActaSS. Mart. T. 2. P. 355-356;
- Уварова П. С. Христ. памятники Кавказа. М., 1894. (МАК; 4);
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 652;
- Janin R. Eutychius (2) // DHGE. Т. 16. Col. 92;
- Sauget J.-M. Euthichio (Eustazio) e compagni // BiblSS. Vol. 5. Col. 322; PMBZ, N 1751;
- Воронов Ю. Н., Бгажба О. Х. Главная крепость Апсилии. Сухуми, 1986;
- Абхазские сказки и легенды / Сост.: И. И. Хварцкия. М., 1994;
- Воронов Ю. Н. Распространение христианства в Абхазии. 1995. Ркп. С. 14 // Личн. архив Д. К. Чачхалия;
- Салтыков А., прот. «Видение св. Евстафия Плакиды»: (Рельефная икона из Цебельды) // ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 5-19;
- Чачхалиа Д. К. Абхазская Правосл. Церковь: Хроника: Приб. М., 1997. С. 49-50;
- Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в 1-м тыс. Новый Афон, 2005. С. 21-23, 174-177, 221.
Использованные материалы
- Иером. Дорофей (Дбар), С. А. Моисеева. "Евстафий Апсильский" // Православная энциклопедия, т. 17, с. 310-311
- Ὁ Ἅγιος Εὐτύχιος ὁ Μάρτυρας καὶ οἱ σὺν αὐτῷ μαρτυρήσαντες // Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви")
[1] Theoph. Chron. Т. 1. P. 393-394
[2] Чичуров. 1980. С. 141
[3] Васильевский В. Г. Законодательство иконоборцев // Он же. Труды. Л., 1930. Т. 4. С. 166-167
[4] В греческих святцах указан иной год мученичества св. Евстафия - 741
[5] Michel le Syrien. 1901. IX 21
[6] IX в.; Theoph. Chron. T. 2. P. 268
[7] Абх. сказки и легенды. 1994. С. 197-200
[8] Салтыков А., прот. 1996. Вып. 1. С. 5-19