Роман Лакедемонец (+ 1695), иеромонах, преподобномученик
Память 6 января (Греч.) [1], в Соборах Лаконийских святых (Греч.) [2] и Новомучеников, по взятии Константинополя пострадавших (Греч.)
Происходил из Лакедемонской области и подвизался в одном из константинопольских монастырей. За смелое обличение мусульманского зловерия и отказ отречься от веры во Христа был усечён турками мечом в 1695 году.
В агиографических источниках отсутствуют какие-либо биографические детали о жизни преподобномученика. В связи с этим остается отрытым вопрос о месте его происхождения.
Согласно К. Сафасу ("Средневековая библиотека", т. 3. с. 608), в перечне свидетельств о мучениках от падения Константинополя до 1811 года, к 6 января 1695 года относится мученичество в Константинополе иеромонаха Романа из Лакедемона [3].
В некоторых мартирологах сказано, что святой пришел из Доминицы (Диминицы) из Лакедемона [4].
Евгений (Вульгарис) в своем послании Пьеру Леклерку "По поводу святых Восточно-православной Церкви после схизмы" [5], пишет, что Роман Лакедемонец пришел с территории Стимницы.
Перечисленные топонимы (Доминицы, Диминицы и Стимница) в указанный период для провинции Лаконии не известны. Упоминание о поселке Диминица находится только за пределами Пелопоннеса в области Гревене, между горами Хасии и рекой Альякмон. Однако, учитывая четкие агиографические упоминания о Лакедемоне, мысль о связи указанного выше поселка со святым считается несостоятельной.
Некоторые исследователи считают что родиной Романа Лакедемонца могла быть Стемица (греч. Στεμίτσα-Στεμιτσιώτη), принадлежащая епархии Димитсана в Аркадии. В пользу такого предположения говорит тот факт, что в указанный период юрисдикция Лакедомонийской митрополии распространялась на Димитсанскою епархию.
Использованные материалы
- "Ὁ Ἅγιος Ρωμανὸς ὁ Λακεδαίμονας", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος":
- "Άγιος Ρωμανός ο Λακεδαίμονας", страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов):
- Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Том II:
- Γιαννακοπούλου, Γ. Π., Άρκαδικόν Λειμωνάριον. Ό Νεομάρτυς Ρωμανός ό Λακεδαιμόνιος, // Γορτυνιακά, τόμος Β, Αθήναι, 1978, σσ. 236-240:
[1] Эта дата памяти подтверждается также другими греческими источниками, в т. ч.: Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. III. с. 96. Она указана и в: Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Том II, http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo...2_1 (" Священномуч. Романа лакедемонца, пострадавшего в сей день от турок в 1695 году, † мечем".). Возможно, из-за путаницы с одноимённым и близким по времени кончины преподобномучеником Романом Карпенисийским память Романа Лакедемонца изредка встречается в месяцесловах под 5 января (напр., как вторая дата со знаком вопроса на портале Русское Православие, http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_4984); под 5 января включена она и в месяцеслов "Настольной книги священнослужителя", т. 2 (М., Изд. Московской Патриархии, 1978, с. 463) и в оглавление (службы святому нет) "зелёной" Минеи-январь (ч. 1, с. 627, http://files2.regentjob.ru/minea/jan1/jan1627.html). Однако в официальном месяцеслове Русской Православной Церкви эта память отсутствует, и не подтверждается ни одним греческим источником.
[2] "Σύναξη των εν τη Λακωνία διαλαμψάντων Αγίων", частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, http://www.saint.gr/6351/saint.aspx
[3] См. Κ. Ν. Σάθα, Μεσαιωνική Βιβλιοθήκη, τ. Γ, έν Βενετία 1872, σ. 608, http://books.google.com.ua/books?id=BbTyBgAAQBAJ&pg=PA608
[4] См., например, Αγίου Νικοδήμου Αγιορείτου Συναξαριστής των δώδεκα μηνών του ενιαυτού. Τόμος Β´. Εκδόσεις Δόμος, 2005, http://www.snhell.gr/references/synaxaristis/search.asp?id=41&search=3
[5] На русский язык название этого послания ещё переводится как "О святых и чудесах Восточно-Православной Церкви после раскола". Впервые издано Андреасом Коромеласом в Афинах в 1844 году.