Прот. Тимофей Буткевич |
Родился 21 февраля 1854 года в семье священника; дед был дьячком, прадед - священником.
В 1869 году окончил Харьковское духовное училище; в 1875 году - Харьковскую духовную семинарию, а в 1879 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
6 ноября 1878 года был рукоположен во священника к Троицкой церкви слободы Беловодская Старобельского уезда (ныне - посёлок Беловодск Луганской области).
В 1880 году был переведён в Покровский собор города Старобельска.
С 1882 года священник - кладбищенской Иоанно-Усекновенской церкви города Харькова. В 1883 году был назначен председателем совета Харьковского епархиального женского училища. С 1884 года - законоучитель Мариинской женской гимназии, клирик Харьковского кафедрального Успенского собора. В 1884 году получил степень магистра богословия. С 1891 года - ключарь собора.
О. Тимофей Буткевич |
В 1893-1897 годы являлся членом Харьковской городской думы. Был избран одним из шести почётных членов Харьковского отдела Союза русского народа.
В 1903 году был удостоен учёной степени доктора богословия.
С 1906 года - член Святейшего Правительствующего Синода. В 1906 году был избран членом Государственного Совета от белого духовенства; затем был переизбран на новый срок. В Госсовете выступал за права Церкви и незыблемость монархического строя.
В Петербурге стал активным членом старейшей монархической организации - Русского собрания, где выступал с докладами. 24 апреля 1911 года был избран членом совета Русского собрания.
1 марта 1912 года был утверждён членом Предсоборного Совещания при Святейшем Синоде, в котором стал единственным представителем белого духовенства.
По возвращении в Харьков, с 1 января 1918 года настоятельствовал в Николаевской церкви. С конца 1919 года был одним из трёх членов Епархиального совета, временно управлявшего Харьковского епархией в отсутствие правящего архиерея.
13 августа 1920 года возглавил избранный Харьковский епархиальный совет, ликвидированный 3 марта 1921 года отделом наркомата юстиции.
Скончался 13 февраля 1925 года в Харькове. Был погребён на кладбище возле Иоанно-Усекновенской церкви в одной ограде с матерью и дочерью. Захоронение впоследствии было уничтожено.
Сочинения
- Жизнь Господа нашего Иисуса Христа, М., 1883 (магист. диссерт.); 2-е изд.: СПб., 1887.
- Пессимизм Шопенгауэра и его сравнение с христианским аскетизмом, Москва, 1883.
- Раскол старообрядства в Харьковской епархии, Харьков, 1883.
- Полувековая борьба христианского богословия на Западе, М., 1884.
- Штундизм и Пашковщина, Харьков, 1884.
- Церковное религиозное состояние Запада и вселенская церковь, Харьков, 1885.
- Суждения католиков о России, Харьков, 1885.
- Вера и знание, вера и жизнь, Харьков, 1885.
- Лактанций и его философские суждения, Харьков, 1885.
- Датский философ Серен Киркегор, Харьков, 1886.
- Язычество и иудейство, Харьков, 1886.
- Спиритизм, его историческое развитие, религиозно-философские воззрения и отношение к христианству, 1886.
- Рассудочные силы животных, Харьков, 1886.
- Энциклика папы Льва ХIII, Харьков, 1886.
- Архиепископ Иннокентий Борисов (биографический очерк), СПб., 1887.
- Значение христианского воспитания женщины, Харьков, 1889.
- Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский), как проповедник, Харьков, 1890.
- Новый русский философ - Н. М. Минский, Харьков, 1890.
- Метафизические воззрения князя Сергея Трубецкого, Харьков, 1890.
- Нагорная проповедь, Харьков, 1892.
- Последнее сочинение графа Л.Н. Толстого «Царство Божие внутри вас» (критический разбор), Харьков, 1894
- Э. Ренан и его новейший русский критик, Харьков, 1895.
- Зло, его сущность и происхождение, Харьков, 1897.
- Основное, или апологетическое, богословие и его задачи, Харьков, 1897.
- Упанишады Вед, Харьков, 1898.
- Как и зачем европейцы «делают буддизм»?, Харьков, 1898.
- Всеобщность и изначальность религии в роде человеческом, Харьков, 1898.
- Исторический очерк развития апологетического, или основного, богословия, Харьков, 1899.
- Религиозные убеждения декабристов, Харьков, 1899.
- Философия монизма, Харьков, 1900.
- Религия, ее сущность и происхождение, кн. 1, Харьков, 1902 (докт. диссерт.):
- Религия, ее сущность и происхождение, кн. 2, Харьков, 1904:
- Высокопреосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский : Биогр. очерк , Харьков ,1902., 349 с.
- Эрнест Ренан и его сочинение «Жизнь Иисуса», М., 1904.
- О миссии католической и протестантской, СПб., 1907:
- Уроки первой французской революции : (Из переписки друзей), Харьков ,1907., 180 с.
- Скопчество, Харьков,1909. - 36 с
- Обзор русских сект и их толков, Харьков, 1910:
- Высшее управление в православных автокефальных церквях, Харьков, 1913:
- О смысле и значении кровавых жертвоприношений в дохристианском мире и о так называемых “ритуальных убийствах”, 1913:
- Протестантство в России, Харьков, 1913:
- Устройство и управление римско-католической церкви вообще и в России в частности - Харьков, 1916. , 623 с.
- Верою разумеваем / Составление, предисловие, примечания С. П. Афанасьева / Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 704 с
Использованные материалы
- Биография в православной энциклопедии Азбука веры:
- "Буткевич Тимофей Иванович", Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: