Архиеп. Новгородский Далмат встречает вел. кн. Александра Невского в Новгороде. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1570-е гг. (БАН. 30.730. Л. 8) |
Происхождение и место служения Далмата до святительства неизвестны. Предполагают, что он служил в сане иерея.
В 1249 году был избран на Новгородскую кафедру.
21 мая 1251 года он был хиротонисан в Новгороде митр. Киевским и всея Руси Кириллом III, который "молен быв новогородци", и Ростовским еп. Кириллом II. Троицкая летопись, сообщая о поставлении Далмата, называет его "блаженым" [1]. До этого Новгородская кафедра пустовала около двух лет, после смерти в 1249 г. архиеп. Спиридона. По сообщению Никоновской летописи (XVI в.), вскоре после поставления Далмата находившийся в Новгороде вел. кн. Александр Невский тяжело заболел, "но Господь Бог и с Пречистою Его Матерью умолен бысть о нем святыими своими угодники", в числе которых назван и Далмат [2].
Святительство архиеп. Далмата пришлось на трудное для Новгородской республики время конфликта с великими князьями Владимирскими и установления данничества по отношению к Золотой Орде. Архиеп. Далмат неоднократно выполнял важные дипломатические поручения, способствуя примирению сторон и делая все, чтобы избежать кровопролития. В 1255 г., во время конфликта с кн. Александром Невским, новгородцы послали Далмата и тысяцкого Клима к вел. князю «с грамотами, яко о миру» [3], но «не послуша князь мольбы владычни и Климовы» [4]. После примирения состоялась торжественная встреча Александра Невского в Новгороде архиепископом и духовенством. В 1257 г. сопротивление новгородцев вызвала попытка великокняжеской администрации и ордынских послов установить данническую зависимость Новгорода от Орды. В 1259 г. Новгород все же был принужден Александром Невским к уплате ордынского «выхода».
Духовенство было освобождено от уплаты ордынской дани, что позволило архиеп. Далмату заняться поновлением кафедрального собора: в 1261 г. архиепископ «поби... святую Софию всю свинцом» [5]. На следующий год Новгород был обнесен новыми деревянными стенами (вероятно, в т. ч. на средства владычной казны). Это, очевидно, было обусловлено обострением противостояния с Тевтонским орденом, кульминацией которого стала Раковорская битва 1268 г., в которой погибло много новгородцев (перед битвой, по свидетельству летописи, осадные машины чинили на архиепископском дворе). В 1269 г., во время конфликта Новгорода с вел. кн. Ярославом (Афанасием) Ярославичем, Далмат с боярами («вятшими мужами») был послан вечем «с молбою» вслед покинувшему город князю. В следующем году князь, однако, был изгнан новгородцами, что привело к военному противостоянию. Лишь после грамоты Киевского митр. Кирилла в Новгород кровопролития удалось избежать. О архиеп. Далмате в связи с этими событиями не сообщается.
При архиеп. Далмате в Новгороде при архиерейской кафедре продолжалось летописание. Владычную летопись при архиепископах Спиридоне и Далмате вел пономарь церкви св. Иакова Тимофей [6]. В летописании этого времени содержатся яркие характеристики событий, по-видимому отражающие позицию архиеп. Далмата. Летописец резко оценивает установление податной зависимости Новгорода от Орды: на ордынские поборы новгородцы вынуждены были согласиться «злых с[о]ветомь». Составитель летописи не осуждает казнь новгородцами посадника Михалки Степановича, избранного на эту должность под давлением вел. князя: «Аще бы кто добро другу чинил, то добро бы было; а копая под другом яму, сам в ню въвалит». Однако открытое сопротивление проордынской политике Александра Невского также не одобряется. Социальные симпатии летописца находятся определенно не на стороне боярства: он констатирует, что при раскладке податей «творяху... бояре собе легко, а меншим зло» [7].
В 1273 г. состоялся Собор в Киеве, посвященный поставлению на Владимирскую кафедру Серапиона. В Соборе, на котором рассматривались канонические, дисциплинарные и богослужебные вопросы, принимал участие в т. ч. архиеп. Далмат. Часть поднятых на Соборе вопросов касалась Новгорода, что заставляет предполагать в Далмате. одного из основных докладчиков или даже инициаторов его созыва.
Согласно Православной энциклопедии, архиеп. Далмат скончался 21 октября 1273 года, однако в жизнеописании на сайте "Русское Православие" указывается, что в 1274 году преосвящ. Далмат ездил на Собор в г. Владимир, специально собранный по вопросу беспорядков в церковных делах Новгородской епархии, о чем он очень печалился. По возвращении с Собора в 1274 г. архиеп. Далмат заболел и 21 октября скончался. Погребен в притворе Софийского собора в Корсунской паперти.
Еще при жизни архиерей (впервые в новгородской практике) выбрал двух преемников - игум. Юрьева новгородского монастыря Иоанна и своего духовного отца Климента. По жребию архиепископом стал Климент, которого Далмат после избрания «благослови... своею рукою» [8]. Как полагает Б. А. Успенский, «здесь сказалась монастырская практика, где игумен мог называть своего преемника» [9].
Литература
- Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. СПб., 20022. С. 323, 325; ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 10; Т. 42; РИБ. Т. 6. Стб. 83-102.
- Никитский А. И. Очерк внутренней истории Церкви в Великом Новгороде. СПб., 1879;
- Хорошев А. С. Церковь в социально-полит. системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 50, 53, 94, 95;
- Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 85-87.
- Здравомыслов Иерархи Новгор. епархии, с. 17.
- Булгаков, с. 1406.
- Строев П., с. 34.
- Н. Д., с. 18.
- Р. Пр. Нкр., с. 237.
- РБС, т. VI, с. 41.
Использованные материалы
- М. В. Печников. Далмат // Православная энциклопедия, т. 13, с. 653-654
- Биография на сайте "Русское Православие"
[1] Присёлков. 2002. С. 323
[2] ПСРЛ. Т. 10. С. 138
[3] Присёлков. С. 325
[4] НПЛ. С. 81, 308
[5] НПЛ. С. 83, 311
[6] Гиппиус А. А. К истории сложения текста Новгородской первой летописи // НИС. СПб., 1997. Вып. 6(16). С. 8-11
[7] НПЛ. С. 82-83
[8] НПЛ. С. 322-323
[9] Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998. С. 52, 297-299