Прмц. Евдокия Синицына, Москва, Таганская тюрьма, 1938 г. Фотография с сайта fond.ru |
Память 7 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Бутовских новомучеников
Родилась в 1879 году в селе Тропарево Можайского уезда Московской губернии в крестьянской семье.
В юности поступила послушницей Князь-Владимирский женский монастырь неподалеку от села Филимонки Подольского уезда Московской губернии.
После закрытия монастыря в 1929 году осталась жить в домике в Филимонках, в котором проживала вместе с родственницей Татьяной Жуковой, тоже ранее жившей в монастыре, имевшей больную мать. Евдокия ухаживала за больной старушкой, а Татьяна работала. Иногда Евдокия выезжала в Москву, встречалась с другими монахинями. Одна из них проживала на Малой Грузинской улице.
В январе 1938 года некий коммунист, живший в этом же доме, написал на Евдокию в НКВД донос. 25 января была выписана справка на арест послушницы, где в качестве обвинения значилось: "После закрытия монастыря Синицына совместно с другими лицами проводит в деревне контрреволюционную работу, направленную на срыв мероприятий партии и правительства. Распространяет церковную литературу, внушает религиозные убеждения, вовлекает в круги церковников молодежь и детей…" Доносчик был вызван на допрос, где рассказал следователю, что послушница Евдокия "распространяет церковную литературу, внушает религиозные убеждения, вовлекает в кружки церковников, особенно резкую работу она ведет среди молодежи и детей, благодаря чему многие выходят из комсомола… Синицына вместе с другими монашками ходят по районам, где расположены военные заводы и другие промышленные пункты, где особенно ведут свою агитационную работу… возможно, ведут шпионскую работу. Эта группа располагает большими средствами, но источник их я не знаю (возможна связь с заграницей)… Синицына приезжала в Москву с целью подорвать выборы, распространяла контрреволюционные слухи… лично меня старалась вовлечь в свою организацию, давала церковную литературу, старалась отклонить меня от правильного пути… во время проводимой коллективизации вела разлагательскую работу, благодаря чему очень многие вышли из колхозов…"
Поскольку Евдокия проживала в Филимонках Красно-Пахорского района Московской области, все собранные материалы были отправлены в местное районное отделение НКВД "для разработки по территориальности". Следователь стал вызывать различных свидетелей, чтобы собрать необходимые для ареста материалы. Был вызван на допрос председатель сельсовета, который сказал, что послушница Евдокия, проживая в селе, "ведет агитацию за Церковь и Бога". Другой лжесвидетель рассказал, что слышал, как послушница беседовала с колхозником о том, "что Бог есть и настанет скоро время, когда откроются церкви и будут все верить в Бога". А еще один дал такие показания: "В разговоре со мной Синицына говорила, что советская власть отделена от Церкви и неверно делает советская власть, что нападает на служителей культа, арестовывают попов и монахов… скоро придет время и настанет конец издевательствам над религией и попами. Проживая по соседству, я неоднократно замечал, как в дом к Синицыной приходят неизвестные лица по вечерам, в том числе священники. А по этому видно, что в доме Синицыной собирается подпольное собрание церковников, а возможно, и врагов народа…"
14 февраля председатель сельсовета по требованию сотрудников НКВД написал характеристику, где так отрекомендовал Евдокию Синицыну: "бывшая монашка монастыря, она аккуратно подпольно ведет антисоветскую работу… к этим монашкам, живущим в Филимонках, ходит бывший поп монастыря. Какие у них идут разговоры – ясно, что не в пользу советской власти. Там еще есть бывшие монашки Жукова и прочие, которые ездят часто в Москву как агенты фашизма".
25 февраля была арестована и заключена в Серпуховскую тюрьму и допрошена:
- Следствию известно, что вы занимаетесь антисоветской агитацией против существующего строя, как-то: после закрытия монастыря вы говорили, что все равно советская власть существовать долго не будет и все церкви и монастыри будут снова работать.
- После закрытия монастыря мне часто приходилось говорить о монастыре с разными лицами. В разговорах я лишь говорила, что некоторым монахиням в монастыре раньше жилось хорошо, а сейчас им плохо, а что касается того, что я говорила что-либо против советской власти, то я ничего не говорила.
- Следствию известно, что вы среди детей-подростков ведете антисоветскую агитацию и внушаете им религию, предлагая записываться в религиозные кружки.
- Каждое лето я встречаюсь с детьми рабочих и колхозников, и всего лишь потому, что возле моего дома растут цветы, и этими цветами я часто оделяла детей, но религию я им не внушала.
- В октябре 1937 года в разговорах с рабочими вы говорили, что Церковь отделена от государства, а советская власть все притесняет священников и монахов, это она неправильно делает. Священники и монахи неплохо проповедуют о Боге, а их за это презирают.
- В октябре 1937 года, точно не помню какого числа, в моем доме действительно был священник из деревни Передельцы; приходил он приобщать больную женщину, которая проживает в моем доме; о Церкви и религии мы действительно в этот раз говорили, но не против советской власти.
8 марта 1938 года тройка НКВД по Московской области по статье 58-10 УК РСФСР приговорила её к расстрелу за "контрреволюционную агитацию".
Расстреляна 20 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле.
Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 12 марта 2002 года для общецерковного почитания.
Использованные материалы
- Дамаскин (Орловский), игум. Преподобномученица Евдокия (Синицына) // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март. - Тверь. 2006. С. 80-83:
- БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века":