Ездра Параженакертский [1] (арм. Езр Паражнакертци) (+ не ранее 641), католикос Великой Армении
Получил образование в семинарии при резиденции армянских католикосов в Двине.
Был избран католикосом в 630 году, при поддержке армянского марзпета Варазтироца Багратуни.
В том же году Ромейский император Ираклий, после победы над персами при активнейшем участии его союзников-армян, направил католикосу послание с изложением вероисповедания. Ездра отправился в Феодосиополь (арм. Карин, ныне Эрзурум) для встречи с императором, во время которой удалось рассеять взаимные предубеждения, в знак чего около 630 года император причастился с католикосом из одной чаши. В рамках своих попыток по объединению христианских обществ разделенных отношением к халкидонским постановлениям, император призвал армянских епископов воссоединиться с Церквами Ромейской империи, что было поддержано католикосом и известным армянским богословом Феодором Сюнеци. На Каринском Соборе общение было достигнуто, в знак чего ромейские и армянские иерархи вместе совершили Евхаристию и причастились.
Стремление католикоса к соглашению с греками вызвало противодействие части армян во главе с вардапетом Иоанном Майрагомеци, который обвинил партию Ездры в том, что они подкуплены Ираклием. Тем не менее католикос пользовался и мощной поддержкой на родине - после его прибытия в Армению ему был передан населенный пункт Кохб. Со времени Ездры на некоторое время Армянская Церковь поддерживала тесные отношения с Константинополем. В Армении стали распространяться такие ромейские церковные обычаи как причащение квасным хлебом и празднование Рождества 25 декабря.
О исповедании католикоса Ездры и Армянской Церкви его времени существуют противоречивые суждения. Иногда утверждается что Каринский Собор ознаменовал полное приятие халкидонских постановлений и присоединение к Православию; что в полемике с Иоанном Майрагомеци католикос Ездра отстаивал православное вероучение [2]. С другой стороны известно что католикос Ездра и богослов Мафусаил Сюнеци отправили императору послание, выдвинув ряд условий для признания Халкидонского Собора [3], а сам император продвигал не халкидонское Православие, а компромиссную ересь - монофелитство.
При католикосе Ездре в церквях Двина продолжали проводиться реставрационные работы.
В 641 году его преемником на католикосском престоле стал Нерсес III.
Использованные материалы
- "АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ", Православная энциклопедия, т. 3, сс. 329-355:
- "Католикосы Армении", Ноев ковчег (информационно-аналитическая международная армянская газета, Москва), № 6 (153), июнь 2010:
[1] Русскоязычная транскрипция прозвания по ст. Нелюбова Б. А., "Древние восточные церкви. V. Армянская Церковь", Альфа и Омега, 1999, № 2, сс. 325-339 (ежедневное интернет-издание Православие и мир, 23 июня 2012 года), http://www.pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-tserkvi-armyanskaya-tserkov/
[2] Арутюнова-Фиданян В. А., "АРМЯНЕ-ХАЛКИДОНИТЫ", Православная энциклопедия, т. 3, сс. 326-329, http://www.pravenc.ru/text/76122.html
[3] "АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ", Православная энциклопедия, т. 3, сс. 329-355, http://www.pravenc.ru/text/76124.html