Авраам [Авраамий] (VI в.), епископ Эфесский, преподобный
Память 28 октября (Греч.)
Возглавлял кафедру после еп. Ипатия (с 553; менее вероятно - после еп. Андрея, в 536-552). До этого, по сообщению «Луга духовного» блж. Иоанна Мосха, был настоятелем киновии Пресв. Богородицы Марии «Новой» в долине Иорданской и основателем двух монастырей: авраамитов в Константинополе у Золотых ворот (в отношении основания им этой обители существует сомнение, т. к. подпись «игумена авраамитов» присутствует уже в актах Собора 518 г.) и византийцев на Елеонской горе в Иерусалиме.
Св. Авраам прославился также как замечательный проповедник; от его гомилетического наследия остались две проповеди, на Благовещение и на Сретение, содержащие уже сформировавшееся и подробно разработанное учение о Пресвятой Богородице: в проповеди на Сретение Божия Матерь впервые именуется «честнейшей Херувим и славнейшей Серафим» (ср. ирмос 9-й песни трипеснца Великой пятницы).
Мнение, что прп. Авраам был крещеным евреем, не подтверждается.
Сочинения
- Abramii S. Sermones duo / Ed. M. Krascheninnikov // Acta et commentationes Imp. Univ. Iurievensis. Dorpat, 1911 [1913]. P. 1-28;
- Jugie M. Abraham d'Ephèse et ses écrits // BZ. 1913. Bd. 22. S. 49-59;
- idem. Homélies mariales byzantines // PO. 1922. T. 16. P. 442-554.
Литература
- Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 68, 97; ActaSS. Oct. T. 11. Col. 757-769
- Pargoire J. Les débuts du monachisme à Constantinople // Revue des questions historiques. 1899. T. 65. Р. 67-143;
- Jugie M. La première fête mariale en Oriente et en Occident, l'Avent primitif // EO. 1923. T. 22. P. 129-152;
- Bardenhewer O. Ein neuer Prediger des Kirchlichen Altertums // ZKTh. 1933. Bd. 57. S. 426-438;
- Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 160, 214, 260, 398-399;
- Janin. Églises et monastères. P. 4-6.
Использованные материалы
- В. В. Василик. Авраам // Православная энциклопедия, т. 1, с. 156