Иеросхим. Сампсон (Сиверс) |
Распространенные варианты биографии о. Сампсона включают в себя факты, которые не только не подтверждаются документально, но и противоречат сохранившимся документам. В нижеследующем жизнеописании мы пытаемся собрать вместе все имеющиеся сведения с указанием их источников. Биография, распространяемая почитателями о. Сампсона, ниже по тексту будет именоваться "официальной биографией", т.к. по имеющимся сведениям сам о. Сампсон подтверждал приведенные в ней факты.
В миру Сиверс Эдуард Яковлевич, родился 27 июня 1900 года в Петрограде в англиканской семье. По официальной биографии, отец, граф Яспер Александрович Сиверс, имел чин полковника, был начальником штаба генерала Рузского, командующего Северным округом под Ригой, личным советником и другом императора Николая II. Последний, посещая семью Сиверсов, часто брал на колени маленького Эдуарда. Согласно документам, отец Эдуарда Яспер-Иоган-Даниил Александрович Сиверс не был ни графом, ни полковником, он был чиновником Главного управления уделов, произведенным за выслугу лет в 1913 г. в коллежские асессоры [1].
23 июля 1900 года мальчика крестили в англиканской церкви [2].
В 1917 году окончил полный курс реального реформатского училища, после чего служил в жилищном отделе Центрального района в Петрограде.
В 1917 году он принял Православие с именем в честь прп. Сергия Радонежского.
По официальной биографии, в 1918 г. он отправился в Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь. Группа вооруженных солдат-латышей, нагрянувшая в монастырь, арестовала его. Монахи ежедневно посещали послушника, принося хлеб и молоко. Под праздник Покрова Богородицы Сиверса расстреляли. Тем не менее он остался жив, был ранен в правую руку. Ночью монахи вытащили его из груды трупов и, одев в красноармейскую форму, доставили к матери. В военном госпитале в Тихвине врачам удалось справиться с начавшейся гангреной.
В протоколе допроса 1932 года зафиксированы иные сведения. В 1918 г. Сиверс добровольно поступил рядовым в Красную армию. При наступлении Юденича, 30 сентября 1919 г. Сиверс получил ранение разрывной пулей под городом Гатчина, следствием чего стали потеря правой руки и контузия головы. Ввиду тяжелого ранения пробыл в госпитале сперва в Петрограде, потом в Тихвине, более полутора лет. Будучи еще в госпитале, подал заявление о вступлении в Коммунистическую партию. По выходе из госпиталя явился в Тихвинский уездвоенкомиссариат и предложил свои услуги продолжать службу в Красной армии, был взят на должность помощника военного уездного комиссара. Вышел из партии по религиозным убеждениям, вследствие чего был вынужден оставить должность помощника военкома и заведовал гарнизонным клубом. Тогда же стал открыто посещать церковь [3].
По официальной биографии, в Тихвине Сиверс познакомился с епископом Тихвинским Алексием (Симанским), у которого он тайно стал иподиаконом. Будучи заведующим клубом, читал общеобразовательные лекции в госпиталях, ездил в командировки по продовольственным вопросам. Во время последних выполнял поручения епископа Тихвинского Алексия, обеспечивая связь патриарха Тихона с опальными священнослужителями, в частности заключенным Новгородским митрополитом Арсением и др.
В Александро-Невской лавре
Благодаря помощи епископа Алексия, в мае 1921 г. поступил в Александро-Невскую лавру. На допросе в 1932 году Сиверс сообщал, что демобилизовался из Красной армии в начале 1922 г., после чего поступил в Историческую комиссию по изучению войны на море в 1904-1905 гг. при Военно-морской академии, в архив, где проработал около полугода. В январе 1923 г. службу в Исторической комиссии оставил по собственному желанию, так как решил принять монашество. Постриг принял в марте 1923 г. [3]. О. Сампсон немного перепутал время, т.к. постриг был совершен в марте 1922 года, что зафиксировано документами Лавры.
25 марта 1922 года принял монашество в Александро-Невской лавре с наречением имени Симеон [4]. Постриг совершил еп. Николай (Ярушевич).
Документы свидетельствуют о произошедшем в том же 1922 году конфликте между монахом Симеоном и духовным собором лавры. 13 декабря духовный собор принял прошение о. Симеона о принятии его обратно в лавру "с принесением полного покаяния за оскорбление духовного собора лавры". Прошение было удовлетворено.
В 1923 году был рукоположен во иеродиакона обновленческим епископом Артемием (Ильинским) (лавра к тому времени перешла к обновленцам).
По официальной биографии, 19 января 1925 г. рукоположен в сан иеромонаха и стал казначеем лавры, но это не подтверждается, документы свидетельствуют о его рукоположении в священный сан в 1935 году. В официальной биографии также приводятся сведения о благословении в 1928 году прп. Серафимом Вырицким о. Симеона на старчество.
Арест, заключение в Свирлаг
17 февраля 1932 года был арестован в Лавре по групповому делу "Ленинградского филиала ИПЦ". 22 марта был приговорен к трем годам лагерей. Срок отбывал в Свирлаге НКВД, что подтверждается многочисленными документами, а не на Соловках, как указано в официальной биографии. В своем заявлении от 22 декабря 1936 г. на имя председателя суда о.Симеон собственноручно пишет: "Я был в болезненном состоянии психоневрастении, котор. я заболел 11/V с.г. (справка Свирлага НКВД, свидетельство врача невропатолога Соколова, от марта м.с.г.)"
Ссылка в Борисоглебск
Осенью 1934 года освободился, выслан в Борисоглебск (по другим сведениям, - в Воронеж).
20 января 1935 года был рукоположен в сан иеромонаха архиепископом Тамбовским Вассианом (Пятницким) [5].
Новый арест
17 мая 1936 года был арестован в ссылке в Борисоглебске. На первом допросе 17 мая иеромонах Симеон сообщил следователю, что "принимал для исповеди верующих у себя на квартире", и назвал имена нескольких своих знакомых. На вопрос следователя, признает ли он, что при этом велись разговоры антисоветского характера, иеромонах Симеон ответил: "Нет, этого я не признаю, т.к. в этой квартире я вел разговоры, исключительно религиозного характера". Однако на втором допросе, 31 мая, иеромонах Симеон признал себя виновным в контрреволюционной деятельности и назвал имена и фамилии верующих. На третьем допросе, 9 июня, иеромонах Симеон продолжал оговаривать себя и других людей. Четвертый допрос, 20 июня, касался только незначительных формальностей. 10 июля был подписан Протокол об окончании следствия.
Находясь в тюрьме, иеромонах Симеон (Сиверс) написал девять заявлений. Первое заявление было написано еще до подписания Протокола об окончании следствия на имя начальника оп.сектора НКВД г.Борисоглебска. В заявлении говорится:
Сохранилось упомянутое заявление о сложении сана, написанное 10 августа 1936 года на имя начальника управления областного сектора НКВД. В нем говорилось:
В последующих заявлениях повторяется его желание снять с себя сан, однако в трех последних заявлениях нет ни подтверждения, ни опровержения решения сложить с себя священство. Девятое по счету, последнее из имеющихся в Деле 1934 года, заявление иеромонаха Симеона (Сиверса) от 22 декабря 1936 г. адресовано Председателю суда. В этом заявлении иеромонах Симеон пытается добиться справедливости и хотя бы отчасти раскрывает методы, которыми следователи НКВД вынуждали желаемые им показания: систематические оскорбления, угрозы расстрелом, переводом из обычной камеры в подвал, лишением передачи.
Иеромонах Симеон был приговорен к восьми годам исправительно трудовых лагерей [6].
Освобождение
По официальной биографии, в августе 1945 года о. Симеон бежал из лагеря в Узбекистане, т.к. документы на освобождение местное начальство от него скрывало. Он добрался до Киргизии, оттуда долетел на "кукурузнике" до Ташкента. В 1946 г. перебрался в Ставрополь к митрополиту Антонию (Романовскому), который дал ему приход сначала в с. Винодельном, затем в станице Когульта. Под влиянием Симеона молодежь вместо клуба пошла в церковь. Обеспокоенная таким развитием событий местная власть решила арестовать иеромонаха по окончании одной из литургий. О. Симеон бежал в Борисоглебск. Пензенский архиепископ Кирилл (Поспелов) назначил его настоятелем церкви в Рузаевке. Следующий приход - Макаровка, где иеромонах Симеон чудом получил паспорт
В 1956 г. назначен духовником в женский монастырь в Полтаве.
Ему стал покровительствовать архиепископ Сергий (Ларин).
Сталинград. Скандал с разоблачением в областной газете
В начале 1957 года иером. Симеон был переведен в Сталинград и назначен вторым священником в Казанский собор. Архиеп. Сергий (Ларин) в рекомендательном письме уполномоченному 17 апреля 1957 г. писал:
Епископ Сергий, оправдывая перевод в Сталинград иеромонаха Сиверса, сообщал С. Б. Косицыну, что “такой как Сиверс нужен в Сталинграде для “сглаживания” светской деятельности местного духовенства, т.е. чтобы меньше было жалоб и недовольств верующих на духовную неудовлетворённость от местных священников”. Уполномоченный С. Б. Косицын запрашивал уполномоченного по Мордовии Денисова о даче краткой характеристики, на что последний отвечал в нелестных и ругательных выражениях, что С. Я. Сиверс — “прожжённый мракобес”, укреплявший свои позиции не только с помощью проповеди, но и своих лекарских способностей. Показывал верующим, путём соблюдения постов, что “он — безгрешное существо, на его поведение надо равняться всем”. Он старался подчеркнуть, что “религия благотворно влияет на население” и что “коммунизм питается соками христианства” и поэтому, по его высказыванию, “идеи христианства никогда не умрут”. Доказывал, что христианская религия является научной. В отличие от других священников и архиепископа, Симеон не славословил в адрес вождей, что со времён Сталина стало правилом, а славил только Христа! Сиверс часто говорил: “Сейчас народ в нравственно-религиозном отношении стал колеблющимся, а потому надо больше работать среди прихожан, т.е. чаще читать проповеди на евангельское учение”.
Из отчёта уполномоченного С. Б. Косицына:
22 мая 1958 г. в местной областной газете "Сталинградская правда" был опубликован фельетон "Две жизни отца Симеона". Епископ Сергий в докладе Патриарху подробно изложил все обстоятельства дела, касающиеся иеромонаха Симеона. Он пишет:
Епископ провёл следствие, несколько раз допрашивал иеромонаха и добился от него признания в авторстве письма:
Запрещение в служении и заключение в монастырь
В результате иером. Симеон был уволен из Казанского собора и запрещен в священнослужении на 15 лет с пребыванием в Одесском монастыре. В 1963 году о.Симеона выгнали из монастыря. По сведениям Якова Кротова, причиной стала попытка совращения прихожанки.
В официальной же биографии этот период описывается так: по просьбе настоятеля храма владыка Сергий направил иеромонаха Симеона в Псково-Печерский монастырь, где тот находился с 1958 по 1963 г., по-прежнему привлекая молодежь проповедями и вызывая недовольство партийных и советских органов. Чтобы сохранить обитель, монастырская власть решила "пожертвовать" о. Симеоном и выслала его из монастыря.
Переезд в Москву, выход за штат
В 1963 год о. Симеон переезжает в Москву и выходит за штат.
16 сентября 1966 года принял схиму с именем Сампсон.
Скончался 24 августа 1979 года. Отпевание состоялось в московском Никольском храме в Кузнецах, куда о. Сампсон ходил последние годы.
В 1998 году почитатели иеросхимонаха Сампсона подали прошение о канонизации, поступившее в одну из рабочих групп Московской епархиальной комиссии во главе с игуменом Дамаскином (Орловским). Ее члены отыскали и изучили комплекс исторических документов, сосредоточенных в РГИА, РГВА, ЦГА г. Санкт-Петербурга, госархивах Волгоградской и Псковской областей, архиве УФСБ РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и архиве УФСБ РФ по Воронежской области. В ходе работы комиссии был выявлен ряд расхождений между опубликованной биографией иеросхимонаха и документами, обнаруженными в различных архивохранилищах. Комиссия пришла к выводу о невозможности ставить вопрос о канонизации иеросхимонаха Сампсона.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Романова С.Н., Головникова О.В., Крылов Н.С. "Я слагаю с себя звание и профессию служителя религиозного культа…" Биография иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) по документам российских архивов
- С. Синельников. Иеромонах Симеон (Сиверс) в Сталинграде в 1957 — 1958 гг.: правда и вымыслы
- Яков Кротов. История Самсона, раздирающая душу (К вопросу почитания Сампсона Сиверса)
[1] Из формулярного списка о службе чиновника VIII класса Главного управления уделов, коллежского асессора Яспера-Иоганна Сиверса - http://www.anti-raskol.ru/pages/1086
[2] Выписка из метрической книги Англиканской церкви в г. Санкт-Петербурге о крещениях за 1900 г. - http://www.anti-raskol.ru/pages/1086
[3] Протокол допроса Сиверса в УНКВД Ленинграда и Ленинградской области 9 марта 1932 г. - http://www.anti-raskol.ru/pages/1086
[4] Из протокола заседания духовного собора Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 165. Л. 26 об. Подлинник. Рукопись. - http://www.anti-raskol.ru/pages/1086
[5] Сохранился документ: "Допрос перед рукоположением во иеромонаха 1935 года января месяца 18 дня", написанный, по-видимому, собственноручно архиепископом Тамбовским и Мичуринским Вассианом (Пятницким), т.к. почерк подписей совпадает с почерком основного текста - http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPq3g9X6k
[6] Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С.359
[7] ГАВО. Ф.6284. Оп.2. Д.32. Л.97-100