Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МОСКОВСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР В ДОРОГОМИЛОВЕ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Московский собор в честь Богоявления Господня в Дорогомилове (разрушен в 1938)

Эту местность, Дорогомилово, сам князь Даниил Александрович пожаловал своему верному боярину Ивану Дорогомилову. А когда в конце XVI века здесь поселились государевы ямщики, то они в середине XVI века и построили себе на главной улице деревянную слободскую церковь Богоявления Господня, с приделом святителя Николая Чудотворца.

Деревянный храм

Как и все Богоявленские храмы, она была традиционно построена у воды, близ Москвы-реки: в престольный праздник на реке устраивалась «иордань», и к ней из храма торжественно направлялся крестный ход. С тех же давних пор повелась традиция, продержавшаяся до самой революции: в храме служили преимущественно ранние обедни, ибо так было удобнее его прихожанам – трудящимся.

Строительство каменного храма

Московская церковь Богоявления в Дорогомилове, 1882 год
Московская церковь Богоявления в Дорогомилове, 1882 год
Прошение о строительстве каменного храма для дорогомиловских ямщиков было подано в 1712 году, но в связи с определенными трудностями [1] он был построен к 1727 году.

С конца XVIII века стал меняться приход Богоявленского храма: на смену ямщикам, уходившим в посадские люди или возвращавшимся на родину, приходили «всяких чинов» люди. Тогда сложилась еще одна характерная черта Дорогомилова – здесь традиционно селились бедные или небогатые обыватели, крестьяне, солдаты, унтер-офицеры, купцы, мещане, занимавшиеся извозом, огородничеством, мелкой торговлей и ремеслами. Интеллигенции здесь никогда не было (в отличие от наших дней), и это сильно сказалось в последующие времена. Здесь селилось простонародье, но не пролетариат. (Не случайно многие прихожане Богоявленского храма трагически погибли на Ходынском поле в 1896 году, о чем власти уведомили духовенство.)

Во время Отечественной войны 1812 Богоявленский храм обгорел и частично порушился.

Вскоре после Наполеона Дорогомилово посетила новая беда – холерная эпидемия 1830 года. Считается, что в благодарность за избавление от нее в Богоявленском храме в 1835 году появился второй придел в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали».

Великий 1861 год был торжественно отпразднован и в Дорогомилове. Благодарные ямщики, выходцы из крестьян, да и другие обыватели, в честь отмены крепостного права основали в своем приходском храме придел во имя преподобного Сергия Радонежского, небесного покровителя России. Чуть позднее появился еще один придел – во имя святителя Тихона Задонского, его святые мощи были прославлены в том же эпохальном 1861 году.

Отмена крепостного права изменила судьбу храма. Крестьяне хлынули в город на всевозможные заработки, и численность прихожан Богоявленского храма колоссально возросла за счет пришлых рабочих людей. Дело в том, что земля в этой местности гораздо дешевле, чем в прочих районах Москвы, оттого в Дорогомилове появилось множество фабрик, заводов и всяких заведений. Так что храм, рассчитанный на 800 человек, не вмещал в себя всех желающих. С другой стороны, это было отрадным явлением: храм Богоявления всегда строился и поновлялся за счет своих прихожан, и деньги на его строительство они собирали с усердием. Дорогомиловцы всегда были спокойными и богомольными людьми, крайне устойчивыми к революционным идеям, что и раскрылось в грозные годы русской истории.

Тесный храм сначала пытались расширить за счет приделов и мелких перестроек. А в 1874 году решили возвести новую колокольню по проекту архитектора Н.В. Никитина, построившего церковь Казанской иконы у Калужских ворот, где теперь стоит памятная часовня. Многие дорогомиловцы были против, один даже возмущенно указывал, что старая колокольня будто бы имела на себе след от французского снаряда времен Отечественной войны. Колокольню все же построили, а дальше произошло событие, определившее все последующие: в 1895 году власти решил строить в Дорогомилове Брянский (Киевский) вокзал. Дело было в том, что около вокзала всегда складывалась многолюдная, заселенная и оживленная местность, а главное, вокзал имел массу рабочих и служащих, так что и без того тесный Богоявленский храм ожидал огромный приток новых прихожан.

Постройка нового храма

Кафедральный Дорогомиловский Богоявленский собор. Вид с юго-запада. Фото 17 сентября 1931 года.
Кафедральный Дорогомиловский Богоявленский собор. Вид с юго-запада. Фото 17 сентября 1931 года.
В марте 1898 году духовенство и прихожане решили построить новый просторный храм, для чего собрали более 150 тысяч рублей. Уже в сентябре состоялась его торжественная закладка по проекту молодого и талантливого архитектора В.Е. Сретенского. Проект предполагал поглощение одним храмом другого: прежняя церковь теперь становилась трапезной нового храма.

Новый храм был построен в византийском стиле и был построен по образу храма Христа Спасителя (отсюда предполагавшееся пятиглавие) и стал вторым после него в Москве по величине и вместимости: он был рассчитан на 10 тысяч человек. Газетные критики нападали на Богоявленский храм, считая недопустимым строить в бедной окраине колоссальную церковь и обвиняли строителей в гордыне и похвальбе. Дело дошло до того, что Императорская археологическая комиссия запросила Московскую духовную консисторию о справедливости газетных слухов. В ответ члены строительной комиссии по возведению храма подали в суд о защите от газетной клеветы.

29 сентября 1908 года будущий священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) освятил новый храм, а последний готовый придел «Утоли моя печали» в 1910 году освящал епископ Трифон (Туркестанов).

На дорогомиловский храм нападали как до революции, так и после. Уже в марте 1917 года пронесся очередной газетный слух, будто бы в подклетях Богоявленского храма спрятаны немереные запасы продовольствия. Прихожане теперь держались независимо от власть предержащих – дали интересующимся осмотреть храм и заодно квартиру настоятеля.

19 февраля 1918 года здесь прошла панихида по убиенному митрополиту Владимиру (Богоявленскому), некогда освящавшему этот храм.

В 1920 году непокорные прихожане Богоявленского храма выступили против решения властей о закрытии Троице-Сергиевой лавры и переноса святых мощей преподобного Сергия в музей, поддержав протест патриарха Тихона. Дорогомиловцы собрали 650 подписей под обращением: "Мы, прихожане храма Богоявления… ходатайствуем перед надлежащими властями об оставлении в неприкосновенности всех святынь Троице-Сергиевой лавры, в особенности св. мощей преподобного Сергия Радонежского и всею душою присоединяемся к протесту перед ВЦИК духовного отца нашего патриарха Тихона".

Изъятие церковных ценностей

Все это крайне раздражало власть, но первая гроза грянула во время изъятии ценностей. В числе прочих пропагандистских мер в марте 1922 года на Брянском вокзале был открыт агитпункт для сбора «откликов трудящихся» по поводу изъятия.

Изъятие спровоцировало подлинный бунт, наподобие древних московских восстаний, и даже с набатом. Изъятие проходило 5 апреля (по другим данным 7 апреля, то есть в Благовещение) 1922 года, это была 6-я неделя Великого поста, канун Страстной седмицы. Члены комиссии по изъятию явились в Богоявленскую церковь в конце утренней службы. Заметив их, кто-то из прихожан намеренно остался в храме, а кто-то успел забраться на колокольню и ударить в набат. Наружная охрана спохватилась поздно: пока снимали звонарей, успела собраться трехтысячная толпа. Тем временем священник Сергий Зерцалов пытался спасти ценную утварь и иконы, спрятав их под престол в алтаре. Когда начались волнения, духовенство вышло из храма, чтобы успокоить народ, но народ не успокоился. В охрану летели камни, ранившие курсантов, а потом из толпы раздались выстрелы. Тогда была спешно вызвана кавалерия, которая разогнала народ, и из храма изъяли серебра весом более 14 пудов. Кстати, после этого происшествия власти ужесточили меры, стали особо охранять колокольни, и за допущение набатного звона караульные подлежали трибуналу.

Кафедральный собор

В 1931 году [2] после закрытия Успенского собора в Кремле и утраты Храма Христа Спасителя Богоявленский собор становится кафедральным храмом Московской епархии.

В 1927 году Богоявленский храм сняли с учета, вычеркнув его из списков памятников церковной архитектуры под обычным революционным предлогом – «художественной ценности не представляет», поэтому перед его сносом не было сделано фотографий. Первые слухи о сносе храма поползли в 1928 году – за 10 лет до его гибели. В 1929 году рабочие ходатайствовали о закрытии храма и передаче его под клуб, но тогда их ходатайство было отклонено.

Разрушение храма

В декабре 1937 года – года «закрепления достигнутых успехов» – было арестовано все духовенство Богоявленского храма.

Собор был взорван в сентябре 1938 году под предлогом освобождения места для нового социалистического строительства, там планировалось образцовое жилищное строительство. На его месте был выстроен «генеральский» дом, на углу Большой Дорогомиловской улицы и 2-го Брянского переулка, от которого началась дальнейшая застройка Дорогомилова. Этот дом имеет срезанный угол, который находится точно на месте алтаря.

После дорогомиловского собора кафедра не сразу была перенесена в елоховский собор. По мнению Татьяны Крыловой, кафедральным недолго был Преображенский собор на одноименной площади, который очень любил митрополит Сергий. А потом им стал собор в Елохово, освященный, как и его предшественник, в честь Богоявления Господня.

Настоятели, ключари

Использованные материалы



[1]  Каменное строительство в Москве было запрещено известным петровским указом, и весь камень вместе с архитекторами забирал себе юный Петербург.

[2]  По мнению других - во второй половине 1920-х.

Редакция текста от: 06.03.2015 11:49:10

"МОСКОВСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР В ДОРОГОМИЛОВЕ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google