Прп. Онуфрий Катромский. Икона (нач. XXI в.). Харовск, храм прп. Онуфрия Катромского |
Память 12 июня (Вологод., Греч. [1]) и в Соборе Вологодских святых
По предположению свящ. И. П. Верюжского, Онуфрий был пострижеником Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере.
Он основал Николаевский монастырь на Катроме озере в Кадниковском уезде Вологодской губ. (ныне урочище Озерки Харовского р-на Вологодской обл.). Монастырь известен с 1531/32 года: в этом году кн. Иван Данилович Пенков, прозванный Хомяк, передал обители деревню Конечную и еще 18 деревень, а также починок в Карачуновской волости. Это указание содержится в позднейшей жалованной несудимой грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 18 июля 1569 года [2].
К 1569 году игум. Онуфрий уже преставился. В это время игуменом монастыря был Варлаам, который ходатайствовал перед царем Иоанном IV о выдаче новых жалованных и несудимых грамот монастырю взамен утраченных.
Обитель упразднена в 1764 году, ее угодья (рыбные ловли и мельница) были переданы Успенской Семигородной пустыни, а земли - крестьянам Карачуновской волости. 29 апреля 1803 года пожар уничтожил древние храмы и другие постройки Катромского монастыря.
В 1830-х годах место погребения основателя обители стало объектом почитания. Согласно рапорту благочинного свящ. Иоанна Ржаницына, направленному в августе 1834 года Вологодскому еп. Стефану (Романовскому), в праздничные дни число паломников к могиле игум. Онуфрия достигало 1 тыс. чел. В октябре того же года он представил епископу записку о 26 чудесах игум. Онуфрия, составленную на основе рапортов священников карачуновской Преображенской церкви.
В 1832 и 1834 годы крестьянин Иван Никитин с одобрения благочинного ходатайствовал перед владыкой о разрешении построить каменную церковь с колокольней на месте бывшей обители, для чего жители обязались собрать по подписке необходимые средства. Однако еп. Стефан запретил Иоанну Ржаницыну священнослужение на год и отдал его под суд. Молебны и панихиды на могиле Онуфрия также не благословлялись. Несмотря на противодействие архиерея, Иван Никитин поставил небольшую часовню над погребением Онуфрия и гостиницу для паломников. В рапорте от 2 июля 1835 года новый благочинный свящ. Клеоник Яблоков сообщал: «Оная часовня и по сие время не снята, и народ в бесчисленном количестве повсядневно стекается на оное место для богомоления так, что в 12 число истекшего июня, на память преподобнаго Онуфрия Великаго, народу было около 4000...» Священник считал, что уничтожение часовни вызовет у населения сильное возмущение. Крестьянин Никитин, которого вызвали в Вологодскую консисторию для объяснений, рассказал, что он установил часовню после чудесного явления ему свт. Николая Чудотворца и Онуфрия. Кроме того, он представил два списка, в которых были перечислены имена исцелившихся людей с кратким описанием чудес (в одном списке значилось 12 имен, в другом - 18); сам крестьянин был свидетелем 12 исцелений. Указом от 25 сентября 1835 года Синод восстановил в служении свящ. Иоанна Ржаницына, разрешил монахам Семигородной пустыни совершать молебны свт. Николаю и панихиды в память об игум. Онуфрии в часовне, устроенной над погребением подвижника. Упраздненный монастырь был приписан к Семигородной пустыни.
В 1867 году часовня, стоявшая на месте сгоревшей Никольской церковью, была преобразована в церковь. В следующем году рядом с ней возвели каменный пятиглавый двухэтажный храм. 28 сентября 1869 года престол из деревянной церкви перенесли в новый храм. Верхний храм был освящен во имя блж. Николая Кочанова и прп. Онуфрия Великого, нижний храм - во имя свт. Николая Чудотворца.
Мощи игум. Онуфрия и его преемника, игум. Варлаама, находились под спудом в часовне, с правой стороны от церкви; над погребениями подвижников поставили двойную раку. В монастыре была продолжена запись чудес от мощей Онуфрия Катромского, большая часть которых связана с исцелениями от разных болезней.
Имя прп. Онуфрия включено в список Вологодских святых, составленный в 1811 году еп. Вологодским Евгением (Болховитиновым). Память «преподобнаго Онуфрия, начальника Кастромскаго монастыря в Кадникове уезде Вологодскаго» указана под 12 марта [3] и 12 июня [4] в «Полном месяцеслове» выговского киновиарха Ф. П. Бабушкина. Онуфрий Катромский упомянут под 12 июня в старообрядческом иконописном подлиннике 1830-х годов [5]. Святой канонизирован в составе Собора Вологодских святых.
В 1919 году все имущество монастыря, кроме церкви, часовни и одной кельи, было передано коммуне; в келье проживал единственный монах, "заведующий монастырем". Согласно воспоминаниям очевидца событий К. Смирнова, представители революционной власти искали место погребения прп. Онуфрия, чтобы его вскрыть, но не обнаружили. 26-27 января 1926 года Кадниковская уездная комиссия по ликвидации монастырей приняла решение о закрытии Катромской обители. К 2018 году Никольский храм Катромского монастыря находился в руинированном состоянии.
В 2000 году еп. Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) освятил храм во имя Онуфрия Катромского в г. Харовске Вологодской области. Престольный праздник прихода - 12/25 июня, день памяти прп. Онуфрия. Ежегодно летом проходят организованные паломничества к месту подвигов святого, совершаются молебны.
Иконография
Прп. Онуфрий упоминается без описания внешности под 12 июня в текстах иконописных подлинников с XVIII века. [6]. Ранних его изображений в настоящее время не выявлено. Поясной образ преподобного (в монашеском одеянии, голова покрыта островерхим куколем, в руке свиток, борода длинная окладистая) находится в нижнем ряду на Вологодской иконе Божией Матери, с Вологодскими чудотворцами (ок. 2002, вологодский иконописец А. М. Зубов) из иконостаса придела прп. Кирилла Новоезерского в вологодской церкви во имя блгв. вел. кн. Александра Невского.
Две сходной иконографии иконы с поясным образом прп. Онуфрия (храмовая и аналойная, обе - начала XXI в.) находятся в церкви во имя Онуфрия в Харовске.
Литература
- Описание о российских святых. С. 267;
- Савваитов П. И. Описание Семигородней Успенской пуст. и упраздненного Катромского Николаевского монастыря. СПб., 1856; То же // Вологодские ЕВ. 1870. Приб. № 6. С. 201-220; № 7. С. 247-263.
- Амвросий. "История Русской иерархии", ч. IV, стр. 352
- П. Строев. "Списки архиереев и настоятелей монастырей российской церкви", СПб., 1877 г., стр. 760
- Леонид. "Святая Русь", СПб., 1891 г., стр. 82
- "Вологодские епархиальные ведомости", 1864 г., № 1
- ИРИ. Т. 4. С. 358;
- Суворов Н. В. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих // Вологодские ЕВ. 1864. Приб. № 1. С. 575-583;
- Барсуков. Источники агиографии. Стб. 414-415;
- Верюжский. Вологодские святые. Т. 1. С. 13; Т. 2. С. 575-583;
- Зверинский. Т. 2. С. 227. № 984;
- Строев. Списки иерархов. Стб. 760;
- Голубинский. Канонизация святых. С. 336;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 569;
- Сторожев В. Н. Монастырское землевладение на Вологде по данным 1627-1630 гг. // Сб. ст., посвящ. В. О. Ключевскому. М., 1909. С. 380, 383-385;
- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 188;
- Смирнов К. Судьба мон-рей Харовского р-на. Вологда, 2003;
- Македонская Н. М. Церковно-ист. атлас Вологодской обл. Вологда, 2007. С. 98;
- Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 51, 238-239;
- Романова А. А. «Полный месяцеслов» Ф. П. Бабушкина // Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 476-567.
Использованные материалы
- Е. В. Романенко. "Онуфрий" // Православная энциклопедия, т. 52, с. 742-744
[1] "Ὁ Ὅσιος Ὀνούφριος τῆς Κατρόμα" // Греческий сайт Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/3771/sxsaintinfo.aspx.
[2] опубл.: Савваитов. 1856. С. 35-41; РГАДА. ГКЭ по Вологде. № 32/2603
[3] БАН. Дружин. № 736. Л. 43 об., конволют XVIII - нач. XIX в.; опубл.: Романова. 2017. С. 517
[4] БАН. Дружин. № 736. Л. 62; № 131. Л. 214 об., 2-я пол. 10-х гг. XIX в.; опубл.: Романова. 2017. С. 533
[5] ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 172
[6] Филимонов. Иконописный подлинник. С. 58