Сщмч. Василий Амасийский. Фреска (ок. 1350 г.) в церкви Христа Вседержителя, монастырь Дечаны, Косово, Сербия |
Память 26 апреля, 30 апреля (обретение мощей)
Святитель Василий жил в начале IV века в понтийском городе Амасии. Был избран на Амасийскую кафедру в начале IV века, присутствовал на Соборах в Анкире и Неокесарии в 314 и 315 годах [3].
Он поддерживал и утешал христиан, страдавших от гонений язычников. В то время Восточной частью Римской империи правил Ликиний (312 - 324), зять святого равноапостольного царя Константина Великого (306 - 337). Ликиний лицемерно подписал его "Указ о веротерпимости" 313 года, который разрешал свободное исповедание христианства, но по-прежнему ненавидел христиан и продолжал их преследовать, возвратившись к язычеству.
За помощь праведной Глафире разгневанный Ликиний потребовал от правителя Амасии выслать к нему святителя Василия. За ним в Никомидию последовали два диакона, Парфений и Феотим, которые поселились вблизи темницы, куда его заключили.
В Никомидии благочестивый христианин Елпидифор подкупил тюремщиков к каждую ночь вместе с Парфением и Феотимом посещал святителя. Накануне дня суда святитель как обычно пел псалмы и слова "аще вселюся в последних моря и тамо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя" (Пс. 138, 9 - 10) - трижды пропел со слезами. Диаконы усомнились, не испугался ли святитель будущих мук, но он успокоил их.
На суде император обвинил епископа в сокрытии Глафиры, но обещал прощение и почести, если свт. Василий принесет жертвы богам. Ничего не добившись, Ликиний приказал избить святого, а затем отрубить ему голову. Елпидифор деньгами задобрил воинов, и они позволили святителю помолиться и поговорить с друзьями перед казнью. После этого святитель сказал палачу: "Друг, делай, что тебе приказано", - и спокойно встал под удар меча.
Когда мученик был обезглавлен. Елпидифор пытался выкупить у воинов его останки. Но воины, опасаясь императора, положили тело и главу мученика в лодку и, отплыв далеко в море, бросили в воду в разных местах, как об этом было возвещено Василию в темнице. После этого Елпидифору трижды во сне предстал Ангел Божий со словами: "Епископ Василий в Синопе и ждет вас". Повинуясь этому зову, Елпидифор и диаконы отплыли в Синоп и там попросили рыбаков закинуть сети. Когда закинули сеть "на счастье" диаконов Феотима и Парфения, ничего не поймали. Тогда Елпидифор объявил, что он просит закинуть сеть во Имя Бога, Которому он поклоняется. На этот раз сеть вынесла тело святителя Василия. Голова приросла к нему, и только шрам на шее указывал на след меча. Мощи святителя Василия были перевезены в Амасию и погребены в построенном им храме.
Греческое житие Василия [4] составил пресвитер Иоанн Никомидийский, посещавший мученика в темнице и бывший свидетелем казни, а также получивший сведения о Василии от Елпидифора и диаконов. В житии говорится, что Василий был усечен 28 марта. Мощи обретены в море через 25 дней, т. е. 21 или 22 апреля, прибыли в Амасию и погребены через 5 дней, т. е. 26 апреля.
Монахи афонского Иверского монастыря, посылая в 1651 году русскому царю Алексею Михайловичу десницу Василия, писали: "А мы с тою святою рукою хаживали в миру, освятя воду с нея, и исчезала всякая гадина в полях, семя ядущая саранча, мыши и всякая иная гадина" [5].
Сохранилось также похвальное слово св. Василию, написанное Астерием, еп. Амасийским [6].
Мученичество св. Василия Амасийского. Фреска (1547 г.) в монастыре Дионисиат, Афон. Художник Зорзис Фука |
Царе́во повеле́ние преоби́дев,/ Ца́рство Небе́сное получи́л еси́, Васи́лие,/ в не́мже лику́я,/ помина́й на́с, чту́щих па́мять твою́,// священному́чениче.
Литература
- BHG, N 239-240;
- ActaSS. Apr. T. 3. Col. XLII-XLVI [житие Иоанна, пресв. Никомидийского], XLVII-L [Похвала Астерия, еп. Амасийского];
- Mansi. T. 2. Col. 34, 46; Δουκάκης. ΜΣ. Σ. 409-418;
- ЖСв. Апр. С. 421-430
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 157;
- Honigman E. Patristic Studies // ST. 1953. Vol. 173. P. 6-27;
- Janin R. Basile (38) // DHGE. T. 6. Col. 1103-1104;
- Νικολόπουλος Π. Γ. Βασιλεύς // ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 714;
- Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 76-77.
Использованные материалы
- "Священномученик Василий, епископ Амасийский. Праведная дева Глафира", страница календаря на портале Православие.Ru:
- Бугаевская Л. А., "Василий, еп. Амасийский, сщмч." // Православная энциклопедия, т. 7, с. 33-34:
[1] "Память священномученика Василея, епископа Амасийского, и праведной Глафиры девы" / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. IV. - С. 697, сноска 1: "В Месяцеслове Русской Православной Церкви он назван Василием".
[2] "Ὁ Ἅγιος Βασιλέας ὁ Ἱερομάρτυρας Ἐπίσκοπος Ἀμασείας", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2782/sxsaintinfo.aspx
[3] Le Quien. OC. T. 1. Col. 524-525
[4] BHG, N 239
[5] Каптерев Н. Ф., Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII столетиях. Cергиев Посад : Тип. Вильде, 1914, с. 81-82
[6] BHG, N 249