Икона святителя Феодосия Московского |
Память 6 октября [1] и в Соборе Московских святых
В 1453 году упоминается архимандритом Чудова монастыря.
23 июня 1454 года хиротонисан во епископа Ростовского митрополитом Ионой.
В 1455 году осужден за то, что в навечерие Богоявления, случившееся тогда в воскресенье, разрешил мирянам вкушать мясо, а инокам рыбу, сыр и яйца.
Митрополит Иона призвал его на собор в Москву, угрожал лишением сана. Однако полное раскаяние и смирение Феодосия, а также ходатайство за него вел. княгини Марии Ярославны [2], отвратили гнев Ионы. После этого случая Феодосий стал чрезвычайно осмотрительным к самому себе, осторожным с паствою и требовательным к духовенству. Чтобы побудить духовенство своей епархии к более строгому исполнению своих обязанностей, Феодосий назначил в Белозерске в 1459 году (по другим сведениям - в 1458 году) частный собор для всех игуменов, священников и диаконов.
3 мая 1461 года [3] был поставлен митрополитом Московским. Было объявлено, что покойный митрополит избрал и благословил его своим преемником еще при своей жизни [4]. При избрании и поставлении митрополита Феодосия особое значение придавалось общему волеизъявлению Ионы, великого князя и освященного Собора [5]: святитель «обговорил,... с великим князем», а также с епископами, «избрал и благословил» преемника «на свое место», дал на его имя благословенную грамоту, скрепленную подписью и печатью, и положил на престол в Успенском соборе (по некоторым источникам, тайно). Эта грамота была обнародована после смерти Ионы, копии с нее были разосланы всем епископам с приглашением в Москву для поставления новоизбранного митрополита, которое было совершено Собором менее чем через 40 дней после кончины Ионы [6].
Феодосий стал первым митрополитом, избрание которого великий князь утвердил сам непосредственно.
Со времени управления Феодосия начался новый период отношений русских митрополитов с Константинопольским Патриархатом - период фактической независимости их от последних и фактической автокефалии. При Феодосии была предпринята первая после разрыва с Константинополем попытка прямых сношений с Греко-Православной Церковью: в 1464 году Феодосий "по благословению... Иоакима, патриарха Иерусалимьского", назначил его племянника Иосифа митрополитом в Кесарию (в Палестине).
Однако положение Феодосия все еще было непрочным: его предшественника не признавали ни Западная Русь (где был свой митрополит), ни тверской епископ, ни ряд русских церковных деятелей. Одновременно с вступлением на престол Феодосия был сменен (после смерти тверского князя и вступления на престол его малолетнего сына) епископ тверской, и преемник его, поставленный в Москве, сразу же объявил о признании московского митрополита; такое же обязательство было получено и от новгородского владыки.
Став митрополитом, Феодосий с еще большей ревностью взялся за исправление нравственности вверенного ему духовенства. Каждую неделю собирал он священников Москвы и давал им духовное наставление. Особенно строг был к вдовым священникам и диаконам и большею частью отправлял их в монастыри. Строгость митрополита по отношению к духовенству вызвала ропот и негодование как среди духовенства, так и среди паствы.
Чувствуя нерасположение к себе духовенства и недовольство паствы, свят. Феодосий 13 сентября 1464 года оставил митрополию и поселился в Чудовом монастыре. Здесь он взял на свое попечение одного расслабленного и служил ему, обмывая его раны, до конца дней своих. Около 10 лет провел Феодосий в смиренном подвиге. Под конец жизни в 1475 году он перешел в Троице-Сергиеву Лавру.
Скончался 15 октября 1476 года в Сергиевской обители. По одним сведениям, был погребен в Московском Чудовом монастыре, в Архангельской церкви, однако Е.Е. Голубинский, ссылаясь на опись 1641 г. говорит о трех покровах, который клались в Серапионовой палатке (Троице-Сергиева лавра) на гробницы трех святителей - Серапиона Новгородского, Иоасафа и Феодосия Московских. Надгробие над могилой святителя, вероятно, было утрачено после перестройки самой палатки: "что касается до могилы митр. Феодосия, то после 1641 года она как-то и почему-то пришла в забвение и бывшее над ней надгробие когда-то исчезло, так что, по Краткому описанию лавры, никакого следа ее в монастыре не осталось" [7].
О времени канонизации святого до нашего времени, к сожалению, не дошло никаких сведений. Архимандрит Леонид (Кавелин) упоминает о нем как о неканонизированном святом, однако в службе всем Русским святым его имя упоминается в литийной молитве. В 2009 году имя митрополита Феодосия было включено в состав Собора Московских святых в лике святителей [8].
Молитвословия
Тропарь, глас 3
Це́ркви Ру́сския первопресто́льниче,/ благоче́стия учи́телю,/ и́стины побо́рниче,/ святи́телю о́тче Феодо́сие,/ принеси́ Бо́гу те́плое моле́ние// о спасе́нии душ на́ших
Сочинения
- Похвальное слово апостолам Петру и Павлу. // Изв. Академии Наук. т. III. с. 322-328.
- Слово на Рождество Богородицы. // Приб. к твор. св. отцев. ч. 16. с. 213.
- Сказание о чуде, бывшем при гробе св. Алексия. // Собрание летописей. т. VI. с. 325.
- Послание к духовенству Белозерской страны с обличением в нерадении к званию. // Акты историч. т. I. № 64.
- Пять других посланий. // Историч. акты. [Акты историч.?] I. № 57, 78, 275, 276, 277; № 57. № 77.
- Церковь и семья в их взаимных отношениях. Полтава, 1907.
Литература
- Толстой М.В. Рассказы из истории Р.Ц. с. 239, прим. 37, с. 274, прим. 18.
- Шемякин В.И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896. с. 125, 127.
- Титов А.А. Ростовские иерархи.
- Сергий (Спасский), архиеп. Месяцеслов Востока. т. II. с. 576.
- Строев. стб. 5, 162.
- Голубинский Е. с. 370.
- Булгаков. с. 1405, 1418.
- Ратшин. с. 96.
- Денисов. с. 427.
- Обзор рус. дух. лит. с. 110-111.
- Карамзин Н. т. VI. прим. 629.
- Иерархи Ростово-Ярославской паствы. Ярославль, 1864.
- Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1852. с. 63.
- ПСРЛ. т. III. с. 141; т. V. с. 273; т. VI. с. 325-326.
- Чудов монастырь. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1896. с. 45.
- Святая Русь. № 549.
- Московский некрополь. т. III. с. 415.
- Список погребенных в Троице-Сергиевой Лавре. № 65.
- Исторический вестник. 1885. окт. с. 96.
- Православный собеседник. 1867. июнь. с. 113; нояб. с. 166.
- Русский архив. 1900. кн. 2. № 7. с. 337.
- БЭС. т. II. с. 2413.
- ЭС. т. 41-а (кн. 82). с. 912-913.
- РБС. т. XXV. с. 325-327.
Использованные материалы
- Биография на сайте "Русское Православие"
- Житие святителя Феодосия, митрополита Московского // Официальный сайт Троице-Сергиевой лавры
- Борисов Н.С. Иван III. М., 2000
- Лурье Я. С., "Феодосий Бывальцев" // Электронная библиотека Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН:
- http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4679 (материал использован частично)
[1] "6 окт. Преставленїе Ѳеодосія, Московскаго митрополита" // Димитрий (Самбикинъ), архиеп. Мѣсяцесловъ святыхъ, всею Русскою Церковію или мѣстно чтимыхъ, и указатель празднествъ въ честь иконъ Божіей Матери и св. угодниковъ Божіихъ въ нашемъ Отечествѣ. Выпускъ II-й (октябрь). Прибавленіе къ Подольскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ. - Каменецъ-Подольскъ: Типографія Подольскаго Губернскаго Правленія, 1893. - С. 50; "Преставление свт. Феодосия, митр. Московскаго и всея Русии (1476)" // Календарь на официальном сайте Русской Православной Старообрядческой Церкви, https://rpsc.ru/calendar/2012/10/19/.
[2] Борисов Н.С. Иван III. М., 2000
[3] Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996, с. 72, https://www.sedmitza.ru/lib/text/435963/; Тарасов А. Е., "Иона" // Православная Энциклопедия, т. 25, с. 392-404, http://www.pravenc.ru/text/578250.html
[4] В «Слове от святых писаний еже на латыню» (ок. 1461) сообщается, что кандидатура преемника была указана самим Ионою. См. Попов А. Ист.-лит. обзор древнерус. полемических сочинений против латинян (XI-XV вв.). М., 1875. С. 360-395
[5] В ряде источников сообщается, что между 22 и 31 марта 1461 года, еще при жизни Ионы, в Москве по инициативе великого князя Василия II прошел Собор, на котором был избран преемник святителя на митрополичьей кафедре. См. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996, с. 72, Тарасов А. Е., "Иона" // Православная Энциклопедия, т. 25, с. 392-404
[6] РФА. 2008. С. 96-97, № 8; С. 123, № 42; ПСРЛ. Т. 4. С. 148; Т. 5. С. 273; Т. 6. С. 184
[7] Е.Е. Голубинский "Преподобный Сергий и созданная им Троицкая Лавра" - http://www.rusarch.ru/golubinsky1.htm