Прп. Ангелина Сербская |
Память 1 июля, 30 июля (Серб.), 10 декабря вместе с мужем, блж. Стефаном, и сыном, св. Иоанном [2]
По некоторым сведениям, Ангелина принадлежала к роду Черноевичей - была дочерью Андрея по прозванию Арванит Храбрый и племянницей воеводы Ивана-бея, правителя Черногории в 1465-1496 годах. Когда ее брата уже, по-видимому, уже не было в живых, Иван выдал ее замуж за сербского деспота Стефана Слепого Бранковича [3]. Как большинство браков правящих особ, вероятно и этот был заключен по политическим причинам, что делает еще более примечательной святость просиявшую во всей семье.
Жизнь сербского деспота Стефана Бранковича и его семьи была полна превратностей и бед. Стефан и Ангелина жили в любви и согласии и имели двоих сыновей, Георгия и Иоанна, и двух дочерей, Мару и Милицу. Около десяти лет, скрываясь от турецкой расправы, семья провела в итальянской области Фурлании. Здесь святой Стефан вместе со своей сестрой Катариной купил замок Белград, где и преставился.
Овдовев в 1476 году, Ангелина жила и воспитывала своих детей в трудных условиях. Венгерский король Матвей Корвин выделил им для управления земли в Среме, принадлежавшие некогда деду Стефана Вуку Бранковичу, и в 1486 году они поселились в селе Купиново, куда перенесли и мощи деспота Стефана. Здесь была основана церковь святого апостола Луки, где первоначально и хранились эти мощи, являвшие многочисленные чудеса. Правителем Срема стал вначале старший сын Ангелины Георгий, сошедший с трона в 1497 году, принявший постриг с именем Максима и достигший святости в сане святителя (+ 1516), а затем ее младший сын - святой деспот Иоанн (+ 1502).
Святая Ангелина постриглась в монахини около 1509 года, а может быть и ранее, по прибытии в Срем. В 1512-1516 годах, после возвращения из Валахии, она основала женский монастырь около выстроенной ею церкви Сретения.
Еще в 1509 году она отправила своего духовника Евгения к русскому великому князю Василию III с трогательной просьбой о помощи: "Наша держава ныне упадает, а твоя держава возвышается. Возьми же на себя нашу заботу и попечение о святых храмах и обителях, которые твои и мои благочестивые предки создали". В своем прошении она говорила о желании выстроить церковь, где намеревалась упокоить мощи своего супруга Стефана и сына Иоанна. Место для церкви к тому времени было уже куплено за 100 дукатов. Русский князь отозвался на ее просьбу, кроме церкви были построены также кельи для монахинь, и появился Крушедольский монастырь, в котором св. Ангелина стала настоятельницей и где провела свои последние дни в молитвах над мощами супруга и сыновей.
Скончалась в 1520 году.
В службе преподобной Ангелине говорится о ее поистине мужской стойкости, безграничном милосердии, терпении и мудрости, супружеской преданности и материнской жертвенности. Годами приходилось ей жить на чужбине, без близких, на ее долю выпала тяжкая участь пережить не только мужа, но и всех детей и несколько раз бережно переносить их святые останки.
Мощи и почитание
Мать Ангелина со временем стала одной из наиболее почитаемых сербских святых.
Ее мощи, вместе с останками ее святого семейства, похоронены в Крушедольском монастыре и сохранялись там вплоть до 1716 года, когда монастырь был спален турками при отступлении от Варадина. Среди уцелевших доныне мощей сохранилась кисть руки матери Ангелины. Слава монастыря Крушедол празднуется в день памяти преподобной матери Ангелины.
Частица ее мощей также сохранялась в монастыре села Хопово, где после в перой половине XX века нашли приют насельницы русского Леснинского Свято-Богородицкого монастыря. По выезде из Югославии во Францию монахини увезли эту частицу с собой.
На иконе прп. Ангелина изображается в монашеской ризе, держащей в одной руке книгу, а в другой – четки или крест. Ее лик представлен на всех иконах святой семьи Бранковичей, а также в числе двенадцати наиболее почитаемых сербских национальных святых. Его можно увидеть в соборной церкви архангела Михаила в Белграде, в Печской патриархии в Косове, в сербском монастыре Хиландар на Афоне и в других храмах.
В Воеводине, в селе Купиново, рядом с церковью святого Луки вплоть до 1930 года стояла церковь, посвященная преподобной Ангелине.
Кондак, глас 8 (подобен: Взбранной Воеводе)
Вышняго живота желающи сподобитися, нижнюю пищу тщательно оставила еси, и богатство твое расточила еси нищим, и Небесное богатство прияла еси, и по смерти нас освящаеши, и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источаеши. Темже твое успение святое почитаем, взывающе: радуйся, мати прехвальная.
Использованные материалы
- Лакичевич, Наталия, "Преподобная Ангелина (Бранкович), деспотисса Сербская", Духовный Собеседник 2003, № 1(33)-2(34):
- Свт. Николай (Велимирович), Охридский пролог:
- http://www.svetosavlje.org/biblioteka/prolog/index.php?m=7&d...006 (30 июля, серб. оригинал)
- http://www.westsrbdio.org/prolog/my.html?month=July&day=30&G...=15 (30 июля, англ. перевод)
- http://www.svetosavlje.org/biblioteka/prolog/index.php?m=12&...006 (10 декабря, серб. оригинал)
[1] Или деспотица, деспотина. В разное время в Сербии титул деспот (см.) имел разное значение.
[2] В этой памяти, в святцах Русской Церкви, святая Ангелина упоминается как блаженная. Свт. Николай (Велимирович) в "Охридском Прологе" указывает также смотреть ее житие под 12 декабря, но это очевидно опечатка, т.к. сведения о ней у него же помещены под 10 декабря.
[3] Сведения о происхождении святой Ангелины содержатся в истории Черногории написанной черногорскими владыками из династии Петровичей-Негошей, Василием и святителем Петром I.