Афанасий Клисмийский (IV в.), великомученик
Память 18 июля (Иерус.-Груз.)
Был современником и другом святых мучеников Сергия и Вакха [1]. Получив должность епарха, он был послан императором-гонителем Максимианом (284-305) в Египет.
Прибыв в Александрию, он выказал пренебрежение к языческим идолам, а с еп. Петром общался как с братом. Об этом донесли Максимиану, который велел префекту Египта провести расследование. Тот вызвал к себе Афанасия, увещевая его отречься от Христа. Афанасий просил префекта разрешить ему отправиться в г. Клисму на Красном море (совр. Суэц), где было много христиан, обещая исполнить желаемое.
Его прибытие в Клисму совпало с Рождеством Христовым. Афанасий участвовал в празднествах, затем прибывший из Александрии судья приказал ему принести жертву языческим богам, но святой отказался и обличил язычников словами апостола Павла. В своей последней молитве Афанасий призвал Господа "защитить христианских правителей в землях римских и эфиопских". Это обращение отсутствует в греческом житии, но имеется в арабском и грузинском текстах жития, а также в эфиопском синаксаре. При этом память св. Афанасия отсутствует в коптском синаксаре, но имеет место в эфиопской традиции, что представляет собой большую редкость.
После молитвы святого обезглавили. Арабское житие содержит эпилог: жители Клисмы во главе с еп. Иулианом просят у судьи тело святого и переносят его в церковь Богородицы; на могиле мученика происходит множество исцелений. В коптском "Житии св. Иоанна Колова" есть указание на то, что мощи св. Афанасия были впоследствии перенесены из Клисмы в Халкидон.
Описание его мученического подвига сохранилось на греческом, грузинском, арабском и эфиопском языках. Греческий текст [2] был опубликован А. И. Пападопуло-Керамевсом по единственному сохранившемуся манускрипту [3]. Грузинский текст опубликовал К. Кекелидзе по трем рукописям, две из которых датируются X веком (существуют и др. груз. списки). Арабская версия известна в трех рукописях [4]. Эфиопский текст мученичества опубликован О. Райнери [5].
Почитание св. Афанасия в Византии, по предположению А. А. Войтенко, скорее всего было вызвано политикой имп. Юстиниана I, направленной на защиту внешних границ империи от нападений кочевников с юга и рассчитанной на альянс с Эфиопией. В Хронике патриарха Евтихия Александрийского среди построек Юстиниана на Синае упомянута церковь св. Афанасия в крепости Эль-Кульзум (араб. название Клисмы); примерно столетием позже об этой церкви упоминает Абу-ль-Макарим. Возможно, распространение почитания вмч. Афанасия было тесно связано также с церковной политикой Юстиниана. Этим, видимо, и объясняется исчезновение из греческого текста молитвы о сохранении эфиопских правителей, поскольку к тому времени стало уже ясно, что Эфиопская Церковь эволюционирует в направлении, отличном от халкидонских вероопределений.
Литература
- BHG, N 193;
- Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ̓Ανάλεκτα. 1895. Τ. 5. Σ. 360-367;
- Eutychius. Annales / Ed. L. Cheikho. Beirut; P., 1906. P. 202-203;
- კეკელიმე კ. მართვილობა ათანასე კულიმმელისა / ეტიუდები მველი კარტული ლიტერატურის ისტორიიდან. თბილისი, 1962. С. 56-70.
- Amélineau E. Histoire des monastères de la Basse-Égypte. P., 1894. P. 405-406;
- Delehaye H. Les martyrs d'Égypte // AnBoll. 1922. T. 40. P. 5-154, 299-363;
- David J. Athanase (48) de Clysma // DHGE. T. 4. Col. 1378;
- ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 508;
- Esbroeck M. van. L'Ethiopie à l'époque de Justinien: St. Arethas de Nagran et St. Athanase de Clysma // IV Congr. Intern. di Studii Etiopici (Roma, 10-15.04.1972). R., 1974. Vol. 1. P. 117-139;
- idem. Athanasius of Clysma // CoptE. Vol. 1. P. 304-306;
- Raineri O. Passione di Athanasio di Clysma // OCP. 2001. Vol. 67. Fasc. 1. P. 143-156.
Использованные материалы
- А. А. Войтенко. "Афанасий, мч. Клисмийский" // Православная энциклопедия, т. 3, с. 706-707
[1] "Святой великомученик Афанасий" // Православие.Ru - http://days.pravoslavie.ru/Life/life4260.htm
[2] BHG, N 193
[3] Paris. Coislin. 303, X в.
[4] Sinait. arab. 440. Fol. 99v - 106, 1251 г.; 535. Fol. 111-118, XIII в.; Brit. Mus. Or. Add. 26 117. Fol. 23-35, XI в.
[5] по ркп. Vat. ethiop. 264