Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АФАНАСИЙ, ВЕЛИКОМУЧЕНИК

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Афанасий Клисмийский (IV в.), великомученик

Память 18 июля (Иерус.-Груз.)

Был современником и другом святых мучеников Сергия и Вакха [1]. Получив должность епарха, он был послан императором-гонителем Максимианом (284-305) в Египет.

Прибыв в Александрию, он выказал пренебрежение к языческим идолам, а с еп. Петром общался как с братом. Об этом донесли Максимиану, который велел префекту Египта провести расследование. Тот вызвал к себе Афанасия, увещевая его отречься от Христа. Афанасий просил префекта разрешить ему отправиться в г. Клисму на Красном море (совр. Суэц), где было много христиан, обещая исполнить желаемое.

Его прибытие в Клисму совпало с Рождеством Христовым. Афанасий участвовал в празднествах, затем прибывший из Александрии судья приказал ему принести жертву языческим богам, но святой отказался и обличил язычников словами апостола Павла. В своей последней молитве Афанасий призвал Господа "защитить христианских правителей в землях римских и эфиопских". Это обращение отсутствует в греческом житии, но имеется в арабском и грузинском текстах жития, а также в эфиопском синаксаре. При этом память св. Афанасия отсутствует в коптском синаксаре, но имеет место в эфиопской традиции, что представляет собой большую редкость.

После молитвы святого обезглавили. Арабское житие содержит эпилог: жители Клисмы во главе с еп. Иулианом просят у судьи тело святого и переносят его в церковь Богородицы; на могиле мученика происходит множество исцелений. В коптском "Житии св. Иоанна Колова" есть указание на то, что мощи св. Афанасия были впоследствии перенесены из Клисмы в Халкидон.

Описание его мученического подвига сохранилось на греческом, грузинском, арабском и эфиопском языках. Греческий текст [2] был опубликован А. И. Пападопуло-Керамевсом по единственному сохранившемуся манускрипту [3]. Грузинский текст опубликовал К. Кекелидзе по трем рукописям, две из которых датируются X веком (существуют и др. груз. списки). Арабская версия известна в трех рукописях [4]. Эфиопский текст мученичества опубликован О. Райнери [5].

Почитание св. Афанасия в Византии, по предположению А. А. Войтенко, скорее всего было вызвано политикой имп. Юстиниана I, направленной на защиту внешних границ империи от нападений кочевников с юга и рассчитанной на альянс с Эфиопией. В Хронике патриарха Евтихия Александрийского среди построек Юстиниана на Синае упомянута церковь св. Афанасия в крепости Эль-Кульзум (араб. название Клисмы); примерно столетием позже об этой церкви упоминает Абу-ль-Макарим. Возможно, распространение почитания вмч. Афанасия было тесно связано также с церковной политикой Юстиниана. Этим, видимо, и объясняется исчезновение из греческого текста молитвы о сохранении эфиопских правителей, поскольку к тому времени стало уже ясно, что Эфиопская Церковь эволюционирует в направлении, отличном от халкидонских вероопределений.

Литература

  • BHG, N 193;
  • Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ̓Ανάλεκτα. 1895. Τ. 5. Σ. 360-367;
  • Eutychius. Annales / Ed. L. Cheikho. Beirut; P., 1906. P. 202-203;
  • კეკელიმე კ. მართვილობა ათანასე კულიმმელისა / ეტიუდები მველი კარტული ლიტერატურის ისტორიიდან. თბილისი, 1962. С. 56-70.
  • Amélineau E. Histoire des monastères de la Basse-Égypte. P., 1894. P. 405-406;
  • Delehaye H. Les martyrs d'Égypte // AnBoll. 1922. T. 40. P. 5-154, 299-363;
  • David J. Athanase (48) de Clysma // DHGE. T. 4. Col. 1378;
  • ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 508;
  • Esbroeck M. van. L'Ethiopie à l'époque de Justinien: St. Arethas de Nagran et St. Athanase de Clysma // IV Congr. Intern. di Studii Etiopici (Roma, 10-15.04.1972). R., 1974. Vol. 1. P. 117-139;
  • idem. Athanasius of Clysma // CoptE. Vol. 1. P. 304-306;
  • Raineri O. Passione di Athanasio di Clysma // OCP. 2001. Vol. 67. Fasc. 1. P. 143-156.

Использованные материалы



[1]  "Святой великомученик Афанасий" // Православие.Ru - http://days.pravoslavie.ru/Life/life4260.htm

[2]  BHG, N 193

[3]  Paris. Coislin. 303, X в.

[4]  Sinait. arab. 440. Fol. 99v - 106, 1251 г.; 535. Fol. 111-118, XIII в.; Brit. Mus. Or. Add. 26 117. Fol. 23-35, XI в.

[5]  по ркп. Vat. ethiop. 264

Редакция текста от: 17.01.2021 16:39:50

"АФАНАСИЙ, ВЕЛИКОМУЧЕНИК" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google