На выставке в Третьяковке представили наиболее полное на сегодня наследие Андрея Рублева

29.12.2010 В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка "Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника".

"Впервые собраны вместе сравнительно немногочисленные, но исключительные по художественному качеству произведения, которые традиционно связываются с именем преподобного Андрея Рублева или могли быть созданы в его ближайшем окружении", - говорится в сообщении галереи, переданном в среду в "Интерфакс-Религия".

Третьяковка хранит самую значительную коллекцию работ Рублева и его круга, остальные памятники рассредоточены по различным музейным собраниям страны.

"Увидев их в едином выставочном пространстве, посетители получат уникальную возможность составить максимально полное впечатление как о наследии самого мастера, так и о важнейшем этапе в истории русской художественной культуры", - отмечают в галерее.

Большинство известных по историческим источникам произведений Рублева утрачены, некоторые сохранились лишь в незначительных фрагментах, поэтому исключительную ценность представляют свидетельства о принадлежности художнику иконы "Святая Троица" из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и части сохранившихся росписей Успенского собора во Владимире.

Именно на основе анализа живописных приемов и особенностей образно-стилистического решения этих произведений исследователям удалось выявить ряд памятников, которые в настоящее время, несмотря на отсутствие документальных подтверждений, приписываются Рублеву. К их числу относятся, прежде всего, три знаменитые деисусные иконы из Успенского собора на Городке в Звенигороде (так называемый "Звенигородский чин"), а также росписи этого храма, выполненные около 1400 года.

Особый раздел выставки составляет группа списков с прославленной Владимирской иконы Богоматери, в той или иной мере близких к творчеству Рублева и художников его круга. Самый известный из этих списков - икона из Успенского собора во Владимире, с большой долей вероятности исполненная самим Рублевым либо в 1395 году в связи с перенесением древнего чудотворного образа из Владимира в Москву, либо около 1408 года, одновременно с работами во владимирском Успенском соборе.

На выставке представлено также множество фрагментов полностью или частично разрушенных росписей, относимых к творчеству Рублева и его мастерской. Это 14 фрагментов фресок из Успенского собора на Городке (около 1400), 44 фрагмента из Благовещенского собора Московского Кремля (около 1416), 35 фрагментов из Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря (около 1427), а также снятая со стены роспись алтарной преграды с фигурами преподобных из Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е).

К выставке опубликовано более чем 600-страничное издание - каталог-альбом, который является итогом многолетних исследований ведущих специалистов в области древнерусского искусства.

Экспозиция будет действовать до 27 февраля 2011 года.

Редакция текста от: 29.12.2010 17:15:22