Вопросы противодействия сектантским тенденциям обсудили в Санкт-Петербурге православные миссионеры

10.12.2010 Конференция «Под маской православия» прошла в Санкт-Петербурге 9 декабря. Форум, организованный миссионерским отделом Санкт-Петербургской епархии, собрал в зале Православного народного университета священников, сектоведов, учащихся духовных школ, представителей издательств и СМИ из северной столицы и регионов России.

«Именно внутрицерковные распри, младостарчество, раскольничество и суеверия представляют в наше время наибольшую угрозу Церкви. Внешние секты нанесли основной удар в 90-х годах XX века, а сейчас главные проблемы назрели внутри церковной жизни», - отметил председатель миссионерского отдела протоиерей Александр Будников.

Отсутствие религиозной культуры у верующих, а также желание найти легкий духовный путь, по мнению выступавших, способствует распространению пагубных заблуждений в православной среде.

«Ошибаться могут все, в том числе и духовные лица, но пока человек держится священного предания Церкви, его заблуждения не станут фатальными», - считает заместитель председателя миссионерского отдела протоиерей Георгий Иоффе.

Современные внутрицерковные группы сектантского уклона чаще всего выстраиваются на страхе перед концом света и на авторитете харизматических лидеров.

«Ожидание конца света заменило ожидание собственной кончины», - подчеркнул протоиерей Александр Будников. А протоиерей Георгий Иоффе отметил, что поиск духовного авторитета и слепое следование его наветам - это пережиток советского мышления, приводящий к появлению «православных сект». Среди таковых были названы пензенские затворники, «катакомбники», последователи учения о царе-искупителе и представители других раскольнических движений.

О подробностях недавнего конфликта в Боголюбовском монастыре рассказал известный православный сектовед профессор Александр Дворкин. А магистр богословия Константин Морозов остановился на современных суевериях и эсхатологических проблемах XXI века.

Опасные уклонения от церковных традиций порой скрываются под благовидными делами. Например, извращенные формы зачастую принимает паломничество.

«Во-первых, верующие нередко отправляются в паломничество исключительно для вымаливания каких-то определенных благ. Во-вторых, заблуждаются, считая, что одной своей святостью место возвышает все, что там можно увидеть, услышать или приобрести. Совет, услышанный в монастыре, или книга, купленная у святого места, начинают нести для паломника особый сакральный смысл, порой независимо от содержания», - отметил клирик храма святых Константина и Елены во Всеволожске диакон Константин Горбунов.

В заключении конференции был принят итоговый документ, в котором, в частности, предлагается знакомить настоятелей храмов со списками литературы, не рекомендованной издательским отделом Московской Патриархии к продаже в церковных лавках.

Редакция текста от: 11.12.2010 08:13:52