Протоиерей Всеволод Чаплин: Деятельность Н.Н. Антоненко и центра «Надежда» противоречит учению Православной Церкви

17.11.2010 В связи с поступлением на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла писем от последователей Н.Н. Антоненко с выражением недовольства по поводу критических высказываний игумена Анатолия (Берестова) о деятельности возглавляемого ею центра «Надежда» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин направил подателям означенных обращений ответ следующего содержания:

Отделом Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества рассмотрено направленное Вами на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла письмо, в котором Вы выражаете несогласие с критическими высказываниями игумена Анатолия (Берестова) в отношении деятельности Н.Н. Антоненко и возглавляемого ею центра «Надежда».

На протяжении многих лет игумен Анатолий руководит Душепопечительским центром реабилитации лиц, пострадавших от деятельности сектантских и оккультных организаций. Центр проводит просветительскую и реабилитационную работу, получающую высокую оценку в церковной среде. Тщательно изучив практику и публикации Н.Н. Антоненко, центр усмотрел в них многочисленные противоречия Православию, в том числе элементы оккультизма. Приведу лишь несколько примеров «наставлений», по данным центра, принадлежащих Н.Н. Антоненко.

  1. «Если при перебирании кодировок и символов колдовства не нашлось — это не значит, что их там нет. Просто вы плохо молились и в грехах не покаялись. Прочитав молитву "Отче наш" и попросив прощения у Господа за грехи свои и своих родственников, перебирать еще раз. При отсутствии необходимых результатов повторять до появления кодировок. Затем найденные колдовские кодировки надо разрушить и сжечь вместе с подушками и перинами, по возможности уложившись до 24 часов, т.к. с 24.00 до 4-х утра могут быть помехи».
  2. «Жертвоприношение: отмаливаются грехи кровных родственников. Для жертвоприношения выбрать хорошую птицу, которую употребляют в пищу. 1-й день. 1. Помолиться: "Господи, прими приношения и прости нас, грешных". "Отче наш" — 3 раза. Днем на улице зарубить птицу, кровь выпустить в новый глиняный сосуд с живой водой (крещенской или с сеанса Н.Н. Антоненко). 2. Обработать птицу: голову, ножки, перо, внутренности — в пакет, тушку — в холодильник. 3. Отчитывать кровь и все, что в пакете 3 часа с 21 до 24 часов при горящей свече, а один час — стоя на коленях, просить прощения за всю родню. 2-й день. Тушку можно стушить или сырой отнести в храм на жертвенник в чистом полотенце, так же хлеб и еще, что посчитаете нужным сами, или отдайте нищим. С 12 до 17 ч. Кровь вылить в землю в укромном месте. Горшок разбить, пакет разорвать и все это тоже закопать. Побрызгать живой водой землю, руки обмыть и лопату».
  3. «Мне открыта тайна Господня в избавлении людей от грехов и болезней».
  4. «Объединить усилия медицины и ту Божию силу, которой владею я пока одна».

Совершенно очевидно, что подобные идеи и практики противоречат учению Православной Церкви и не могут не расцениваться ею как кощунство и оккультизм. В цитатах, приведенных в пп. 3-4, прослеживаются гордыня, духовная прелесть, попытка присвоить себе исключительный дар, неведомый православному вероучению. Следование упомянутым идеям и практикам может нанести душе непоправимый вред, увести ее от истинной и спасительной стези Православия.

Редакция текста от: 17.11.2010 15:27:24