Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Состоялся второй раунд богословских консультаций между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью

31.10.2023 17-19 октября 2023 года в Московской духовной академии состоялся второй раунд богословских консультаций между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью, сообщает пресс-служба МДА. Собеседования проходили в рамках деятельности Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла в соответствии с его договоренностями с Предстоятелем Коптской Церкви патриархом Тавадросом II.

В 2020 году в рамках Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью была учреждена специальная Рабочая группа по развитию богословских консультаций, в которую вошли со стороны Русской Православной Церкви секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), проректор по учебной работе МДА священник Павел Лизгунов и заведующий Кабинетом ориенталистики МДА диакон Сергий Пантелеев. Со стороны Коптской Церкви в рабочую группу вошли викарий Лос-Анджелесской митрополии, ректор Коптской духовной академии имени святителей Кирилла и Афанасия Александрийских в США епископ Кирилл, клирик Лос-Анджелесской митрополии и проректор Коптской духовной академии имени святителей Кирилла и Афанасия Александрийских священник Макарий Рефела и представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони.

В заседаниях принял участие ректор Московской духовной академии и наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл.

В качестве дополнительных экспертов со стороны Русской Православной Церкви во втором раунде богословских консультаций выступили доцент кафедры богословия МДА игумен Адриан (Пашин) и старший преподаватель кафедры филологии МДА иеромонах Феодор (Юлаев).

17 октября состоялось открытие второго раунда богословских консультаций.

Как отметил модератор заседания иеромонах Стефан (Игумнов), «ожидаемый конечный результат богословских консультаций — достижение взаимопонимания по каждому из конкретных вопросов. Соответственно, ни заключение деклараций, ни восстановление евхаристического общения не относится к компетенции рабочей группы. Консультации имеют главным образом научный интерес. Их цель — помочь общему диалогу».

Таким образом, двусторонние богословские консультации ставят перед собой задачу не заменить официальный богословский диалог, который в XX веке на протяжении длительного периода времени имел место между Восточной Православной Церковью и Древними Восточными Церквами, а лишь содействовать его продолжению.

В соответствии с договоренностями, заключенными в ходе первого раунда консультаций, состоявшегося в январе 2020 года в г. Ливельде (Нидерланды), на заседании в МДА стороны обсудили формулировки Шамбезийского соглашения, принятого в 1990 году на третьем заседании Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православными Церквами и Древними Восточными Церквами. Они касаются, в первую очередь, христологической проблематики.

Известно, что Русская Православная Церковь и некоторые другие Православные Церкви посчитали, что формулировки Шамбезийского соглашения требуют уточнения и прояснения. Синодальная библейско-богословская комиссия Русской Православной Церкви в 1990-е годы провела большую работу по формулированию вопросов, касающихся ряда пунктов этого соглашения, и выработке позиции, связанной с дальнейшим развитием диалога с дохалкидонскими Церквами. По итогам работы Комиссии соответствующие решения были приняты на Архиерейских Соборах Русской Православной Церкви 1997 и 2000 годов.

В соответствии с этим члены Рабочей группы со стороны Русской Православной Церкви представили замечания по Второму согласованному заявлению. Коптская Церковь подготовила ответы на эти замечания, которые и обсуждались в ходе встречи в Московской духовной академии.

По итогам встречи принято Коммюнике, в котором, в частности, отмечается сложившаяся на заседании сердечная, братская атмосфера, которая позволила тщательно рассмотреть возникшие вопросы и сделать большие шаги к углублению взаимопонимания между Церквами.

Времени заседания хватило, чтобы согласовать позиции по нескольким важным пунктам. Так, в итоговом Коммюнике стороны констатировали следующее:

Мы находим, что более подходящей формулировкой позиции наших Церквей в отношении сочинений Феодорита Кирского по сравнению с той, которая сформулирована в соглашении, подписанном в Шамбези, является поддержка ясного определения 13-го правила Второго Константинопольского Собора, исходя из понимания, что другие его сочинения считаются основополагающими для богословия Православной Церкви.

Участники консультации сходятся во мнении, что формулу святителя Кирилла Александрийского «μία φύσις τοῦ Θεοῦ Λόγου σεσαρκωμένη», переведенную во Втором согласованном заявлении как «one nature of the incarnate Logos», правильнее было бы перевести на английский язык следующим образом: «one incarnate nature of the Logos».

Ценным моментом нашей сессии стало подробное разъяснение коптской стороной своего понимания полноты Божественности и Человечества в Иисусе Христе, включая такие их свойства, как воля и энергия, с детальным повторением уже сформулированных согласованных утверждений.

Подробно обсуждались святоотеческие сочинения, имеющие отношение к нашей теме, такие как сочинения Афанасия Александрийского, отцов Каппадокийских и Кирилла Александрийского. Кроме того, обсуждались идеи и сочинения Диоскора Александрийского, Севира Антиохийского, Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина».

Стороны договорились в ближайшее время продолжить обсуждение христологических вопросов, признавая, что есть и другие вопросы, которые будут обсуждаться позже согласно списку, утвержденному на заседании в Лиевельде.

Для продолжения плодотворного научно-богословского диалога участники заседания сочли полезным встречаться не реже одного раза в год, а также изыскивать возможность обсуждать различные аспекты диалога в иных форматах, включая богословские конференции.

Стороны договорились продолжить обмен источниками, которые наиболее ясно демонстрируют официальные богословские позиции Церквей.

Проведение следующей сессии запланировано в 2024 году в Египте, где предполагается обсуждение терминологических вопросов.

Результаты настоящего собеседования будут рассмотрены на заседании Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью и представлены Священноначалию Русской Православной Церкви и Коптской Церкви.

В перерывах между заседаниями делегация Коптской Церкви посетила Музей христианского искусства Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет», а также Гефсиманский Черниговский скит Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Редакция текста от: 31.10.2023 17:30:04