Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

По итогам всероссийского фестиваля православных певческих традиций выпущен сборник «Церковное пение: традиции и современность»

19.09.2020 16 сентября 2020 года в храме Державной иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге состоялась презентация сборника «Церковное пение: традиции и современность». Весной-летом 2020 года в Северной столице прошел Всероссийский фестиваль православных певческих традиций «Истоки». Одним из его мероприятий стала дискуссия, по материалам которой и выпущен сборник.

Открылась презентация благодарственным молебном о завершении фестиваля, который возглавил настоятель храма Державной иконы Божией Матери протоиерей Димитрий Кулигин.

В ходе презентации протоиерей Димитрий Кулигин сообщил, что работа над сборником заняла более трех месяцев. Руководитель проекта Елена Олехнович представила всех авторов, среди них — доктора искусствоведения Марина Рахманова и Зивар Гусейнова, протоиерей Димитрий Кулигин, руководитель детско-юношеского хора при соборе Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге Ирина Болдышева, руководители певческих коллективов, регенты хоров, преподаватели музыкальных учебных заведений.

Протоиерей Димитрий Кулигин рассказал, что фестиваль вырос из проводимого в течение многих лет концерта знаменного пения и колокольного звона «Мироносицкие встречи». Концерт носил локальный характер, а фестиваль позволил расширить не только географические, но и музыкальные рамки: были затронуты не только русская, но и византийская, сербская, грузинская музыкальные традиции. Авторы сборника в основном из Санкт-Петербурга, хотя были участники из других городов и из-за рубежа. Помимо текстов в сборнике есть иллюстративный материал: таблицы, цветные вкладки, ноты.

Ирина Болдышева рассказала об особенностях звукоизвлечения, вокальных школах, представив статью из сборника «Произнесение богослужебного слова: по следам византийской и древнерусской певческих традиций». Первоначально доклад на эту тему она подготовила для съезда регентов в Москве, но в текст внесены дополнения. Как сделать, чтобы слово, которое является главным, не «потонуло» в распеве? В партесной музыке ему «потонуть» легко, но и при исполнении песнопений древних традиций это может происходить. Подход связан с закономерностями фонетики. Молитва — это всегда две личности: внимающая — Господь, Богородица, святые, ангелы — и личность, изливающая молитву, поэтому опасна утрата интонации обращенности.

Елена Олехнович отметила, что в сборнике есть еще одна статья о византийской музыке московского автора Ирины Стариковой о преподавании византийского распева для детей. Можно сравнить московский и петербургский подходы.

Стиль раннего русского строчного многоголосия вызывает большой интерес у исполнителей, в рамках фестиваля исполнялась строчная Литургия. В сборник вошла статья Романа Поимцева. Исполнителей этой традиции много, есть авторитетные московские коллективы, например, ансамбль «Сирин». Теоретическая и историческая базы строчного многоголосия расширяется, и это отражено в статье. Известно, как оно сложилось, откуда пришло, но вопросы исполнительства остаются открытыми. Автор продолжает расшифровку, работает с рукописями. Последняя строчная рукопись датируется 1730-ми годами. Староверы сохранили только традиции знаменного пения, а в традиции многоголосия работали в свое время элитарные музыканты — певчие архиерейских хоров, и, судя по всему, по царскому приказу они все перешли на партесное пение. Может быть, где-то традиции строчного многоголосия существовали и дольше, пока это неизвестно.

Елена Олехнович рассказала, что ее статья «Преподавание знаменной нотации и монодических распевов» возникла в результате работы с клиросом храма Державной иконы Божией Матери. На приходе была создана школа знаменного пения. Принимали всех желающих, независимо от образования и музыкальных способностей, намеренно избегали перевода на современную нотацию, делали упор на изучение по слуху. На «Мироносицких встречах» учебный коллектив представлял свою программу. Участвовали и в фестивале.

Протоиерей Димитрий Кулигин отметил, что его статья, открывающая сборник, не претендует на научность, это скорее его личное отношение к происходящему: «То, что я переживал с середины 1990-х, — это боль за древнерусские распевы и радость, когда кто-то вдохновлялся ими».

В завершение был показан фильм о фестивале «Истоки».

Редакция текста от: 21.09.2020 07:21:27