Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

В США прошла масштабная региональная конференция по библеистике и религиоведению

04.04.2019 В Университете Тафтса прошёл один из крупнейших ежегодных научных форумов исследователей Библии и религии из США и Канады.

Как сообщается на сайте Общества библейской литературы, выступившего совместно с Американской академией религиоведения организатором конференции, в форуме приняли участие известные учёные, начинающие исследователи и студенты вузов и научных центров Новой Англии (США) и Восточной Канады.

К этому региону относятся штаты Коннектикут, Мэн, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Род-Айленд, Вермонт, и провинции Квебек, Ньюфаундленд, остров Принца Эдварда и Новая Шотландия.

В научном форуме приняли участие около 150 известных ученых и молодых исследователей. Работа конференции этого года проходила в 23 тематических секциях. По числу докладчиков секции были поделены практически пополам между собственно библейской тематикой, с одной стороны, и религиоведческой и общебогословской, с другой.

Наибольшее число докладов по библеистике пришлось на секцию «Исследования Еврейской Библии». В выступлениях здесь был охвачен целый ряд законодательных и пророческих книг Ветхого Завета и проанализированы различные лингвистические и смысловые аспекты ключевых понятий, фрагментов и целых текстовых пластов этих книг.

Так, в частности в докладе Твилы Гибсон (Университет Миссури) на тему «Stereoma: разделение и параллелизм в греческой Книге Бытия и значение термина у Платона» разбирается новые оттенки значения термина «stereoma» (др.-греч. – твердь), предложенные известным американским гебраистом Робертом Альтером. Этот ученый переводит указанное слово как «свод» (ориентируясь на еврейский оригинал, где стоит слово «rakia»). По мнению докладчицы, вариант перевода как «свод» не даёт увидеть очень вероятный здесь намёк на структуру небосвода, сконструированную у Платона, что предполагает использование греческим переводчиком Бытия понятия «stereoma» для объединения разных традиций и текстов в необычайно сложную и виртуозно выполненную композицию.

Другой выступающий Язек Хео (Йельская высшая теологическая школа) в своём докладе проанализировал выражение weshinnantam lebaneyka (др.-евр. – «научи им детей своих»), которое употребляется в связи с ранее особо выделенной в тексте заповедью написать слова Торы в своём сердце. Тем самым, по мнению автора доклада, выражается духовная природа воспитания и преемственности между поколениями в рамках древнееврейской религиозности. Такая новая контекстуализация понятия weshinnantam может указывать на намерение автора Второзакония выявить внутреннее измерение обучения Торе.

Докторант Университета Брауна Роберт К. Кашоу (Факультет религиоведения) представил доклад на тему «От помазанника к помазаннику: Иисус и Зоровавель, и значение Зах 4:6b-10aв видениях пророка Захарии». Докладчик предложил новое решение для определения литературной функции фрагмента Зах 4: 6b-10а, который считается большинством исследователей пророческим речением позже вставленным в текст Книги Захарии. По мнению Кашоу, этот отрывок был добавлен с целью нивелировать претензии Зоровавеля на царский престол в Иудее в качестве представителя династии давидидов. Также в сообщение делается попытка идентифицировать «Цемах» (др.-евр. – Отрасль) в Зах 3:8 и 6:12 и даётся новая интерпретация «сынов помазания» в Зах 4:14.

Кроме того, по ветхозаветной тематике прозвучали следующие доклады:

– Долгая жизнь нечестивца: смерть как усилитель эквалайзер оптимизма в книге Экклезиаста (Спэрроу Гейтс, Йельская высшая теологическая школа);

– «Плач Иеремии» как эффективная речь (Натан Мастняк, Гарвардский университет);

– Исаия 1–12 в синхронистической и диахронической перспективе (Этан Шварц, Гарвардский университет);

- География и парономазия в Ис 15-16 как признаки гегемонии Яхве над Моавом (Луис Густаво Ассис, Бостонский колледж Ордена Иисуса); и др.

На тематической секции «Древнееврейская история» обратило на себя внимание и стало предметом активного обсуждения сообщение аспиранта кафедры ближневосточной археологии Университета в Торонто Жан-Филиппа Делорме на тему «“Дом Давида” в тексте Стелы Меша: защита трактовки Андре Лемэра и связанные с этим исторические импликации». Автор доклада старается на основании результатов собственного обследования стелы моавитского царя, хранящейся в Лувре, обосновать прочтение 31 строки эпиграфического памятника. Он анализирует и опровергает ставшее почти общим среди учёных мнение об ошибочности расшифровки Лемэра.

На секции «Ранее христианство», второй по количеству и значимости на форуме, были представлены в этом году по большей части доклады, связанные с изучением наследия апостола Павла. Вот названия некоторых их них: «1 Кор 10:1-4: риторический ekphrasisв монотеистических наставлениях Павла в контексте 1 Кор 10:1-22»; «Каков характер языка ап. Павла в связи с использованием формулы «во Христе» – этнический, трансэтнический или этнический?»; «Действительно ли Павел оставил все заботы? (Проблема Флп 1:15-18а)», и т. д.

На небольшой тематической подсекции «Исследование евангелий» было представлено всего четыре доклада. В первом из них под названием «Иосиф исключается: странная история в генеалогии Матфея» докторант Йельской теологической школы Грэхэм Бриджмэн проанализировал генеалогию Первого евангелия на предмет развития в ней общих исторических тем и особой тематики от Иосифа книги «Бытие» до Иосифа из Назарета. Автор доклада обнаруживает необычное сочетание в генеалогии – пророчества, проблемы подрывания статуса мужчины, тема сексуальных страстей и семейных связей.

Во втором Гэри Д. Уоллин (Йельская теологическая школа) рассматривает рассказ о Тайной вечери в Евангелии от Иоанна в контексте греко-римского литературного топоса пира, или по-гречески – «симпозия». Он выделяет две основные сцены – омовение ног (Ин 13:1-20) и откровение о предателе Иисуса (Ин 13:21-30). В них содержатся несколько разнящиеся представления о статусе участников симпозия. После переосмысления величия Иисуса повествователь с иронией обращается к традиционным греко-римским представлениям о статусе и месте участников трапезы, чтобы показать, что Возлюбленный ученик выступает здесь как посвященный в тайны Иисуса и тем самым возвеличивается над остальными непонятливыми учениками.

Особый интерес многих участников форума и продолжительные дискуссии вызвали несколько сообщений по религиоведческой и общетеологической тематике. Это, в частности, следующие сообщения:

– Значение и влияние обращения в христианство римских солдат во времена правления императора Аврелиан (Джин Ри Ким, Бостонский университет);

– Современное движение за здоровье как культурная литургия (Элайджа Уивер, Йельский университет);

– Опрос епископских церковных эко-комиссий: что делают 100 церковных отделов в области осмысления феномена изменения климата и почему они не делают больше (Натан Эмпсолл, Йельский университет);

– Полезные вымыслы и достоверность веры в Бога. Является ли просительная форма молитвы «полезной фикцией»? (Роберт К. Льюис, Университет Бирмингема, Великобритания);

– Оспаривание маскулинности Иисуса: проблема христологии в рамках феминистской теологии; и др.

Региональные ежегодные научные конференции Общества библейской литературы (основано в 1880 г., штаб-квартира – в ) являются крупнейшими для США и Канады форумами библеистов, теологов и исследователей религии. Они проводятся Обществом часто совместно с другими религиоведческими, историческими и лингвистическими обществами и ассоциациями США.

Редакция текста от: 04.04.2019 17:08:10