Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Власти Анголы закрывают христианские храмы и подавляют протесты верующих

11.12.2018 Власти Анголы закрывают христианские храмы, опечатывают двери, подавляют протесты верующих и угрожают арестами несогласным, сообщает christiantoday.

В октябре этого года правительство Анголы издало постановление о закрытии четырех существующих экуменических собраний, под эгидой которых до тех пор действовали незарегистрированные в стране церкви. По условиям постановления, незарегистрированным церквям давалось всего 30 дней на сбор 100 тысяч подписей совершеннолетних граждан Анголы, проживающих не менее чем в 12 из 18 провинций страны и являющихся членами их конгрегаций. Срок истек, и теперь все незарегистрированные церкви считаются незаконными – а в стране насчитывается более 4 тысяч храмов этих церквей, по данным официальной статистики. Полиция опечатала эти храмы, и попытки проникнуть в них наказываются по закону.

На субботу 1 декабря верующие запланировали массовые протесты по всей стране, но градоначальники многих городов по указанию сверху устроили дружные проволочки с выдачей разрешений на марши протеста буквально до последних часов, и потому активисты не смогли их должным образом организовать и провести. Тем не менее, по многим городам прокатились стихийные самодеятельные протесты, а дата всеобщего национального протеста перенесена на 8 декабря – конечно, если заявления организаторов вновь не положат под сукно.

Мауро Ливраменто (Mauro Livramento), старший священник церкви Ministerio Novo Tempo, осуждает правительственное постановление как грубый и неуклюжий инструмент для борьбы со злоупотреблениями, случающимися в некоторых незарегистрированных мелких церквях. По его словам, со злоупотрблениями такого рода можно было легко справиться средствами существующего уголовного кодекса, если бы у властей было такое желание. Мауро окончил Международный Библейский институт в Лондоне (IBIOL), служил некоторое время там же в Кенсингтонском храме, а затем вернулся на родину с целью учреждения храмов. Теперь он служит в двух храмах – в столице Луанде и в провинциальном городке Хоила.

Священников и прихожан незарегистрированных церквей глубоко тревожит это положение, а мотивы властей им не совсем понятны – то ли они хотят лишь устранить злоупотребления, то ли боятся иностранного духовного влияния, то ли просто хотят поставить церкви под свой централизованный контроль. Уже закрыты тысячи храмов, при этом часто опечатываются и личные дома священников под тем предлогом, что они тоже являются местами молитвенных собраний – поскольку постановление вводит запрет на все виды религиозных собраний незарегистрированных конгрегаций в частных домах, на открытых площадках, в коммерческих и административных помещениях – то есть везде.

Авторы постановления грубо пренебрегают нынешней религиозной структурой Анголы, большая часть которой сформировалась после падения социалистического строя в 1992 году. Сейчас в стране насчитывается 31 миллион жителей, и многие миллионы из них являются прихожанами незарегистрированных церквей, которые часто действуют в нетрадиционных формах. Так, одна из сетевых незарегистрированных церквей, подлежащих закрытию, насчитывает более 900 храмов по всей стране.

Многие церкви были созданы иностранными миссионерами из Бразилии, Нигерии, Конго и других стран, хотя после 2004 года, когда власти установили планку в 100 тысяч подписей для регистрации церкви, не было зарегистрировано ни одной, тем более что чиновники требуют регистрационный взнос в 6 долларов с прихожанина. При этом конституция Анголы гарантирует свободу вероисповедания, а нынешнее постановление властей ее ограничивает, устанавливая барьеры для организации церквей и игнорируя сложившиеся способы их организации. Фактически официальными в стране считаются церкви, действовавшие до 1975 года, когда страна получила независимость, но в последние годы власти не стесняются ущемлять и их. Так, в городе Занго военные разрушили три католических храма в августе 2017 года, и власти тянули несколько десятилетий с выдачей разрешения на трансляцию католической радиостанции. Примечательно также, что Англла остается единственной страной в мире, не разрешающей исповедание ислама.

Предлогом для преследования церквей стало распространение различных псевдохристианских еретических сект, улавливающих бедных в свои сети. Так, одна из таких сект под названием Церковь Света Мира под руководством самодеятельного проповедника Хозе Калупетека (Jose Kalupeteka) обещала своим последователям конец света в 2015 году, и в возникших в тот год столкновениях погибло девять полицейских и 13 гражданских лиц по официальным данным. Однако по данным оппозиционной партии UNITA, в этих столкновениях погибло на самом деле более тысячи граждан.

Только за этот год власти Анголы выслали почти полмиллиона иммигрантов, приехавших из Конго, и закрытие церквей многие считают элементом новой политики «закручивания гаек» и насаждения государственного контроля во всех областях жизни. Конституция 2010 года наделяет действующего президента практически абсолютной властью, а потому парламент никак не может препятствовать этому ужесточению. По официальным данным, в стране действуют 84 официальные церкви. За долгие годы официальные и незарегистрированные церкви объединились в четыре экуменических собрания, обеспечивавшие интересы незарегистрированных церквей. Все эти собрания были распущены властями, и каждая незарегистрированная церковь теперь действует в одиночку, что делает невозможным сбор 100 тысяч подписей за месяц. В парламенте страны тем временем кипят дебаты о возможности снижения планки до 60 тысяч подписей.

Редакция текста от: 11.12.2018 22:11:52