Археологи нашли часть колокола Ново-Иерусалимского монастыря эпохи патриарха Никона

11.08.2014 Сотрудники Института археологии РАН обнаружили на территории подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря фрагмент барельефа утраченного самого большого, Воскресенского колокола этого храма, а также комплекс печей для обжига изразцов, сообщает пресс-служба института.

Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь был основан в 1656 году Патриархом Никоном как его подмосковная резиденция. В 1941 году он был взорван немцами, а в 2008 году было решено полностью его восстановить. 500-пудовый Воскресенский колокол до наших времен не сохранился, о нем известно только по рассказам европейских путешественников и летописям.

"Мы знаем, что в конце 1650-х годов для Ново-Иерусалимского монастыря отливались колокола. Более того, в 2010 году мы нашли рядом с Воскресенским собором уникальный пока в России горн для формовки и отливки крупных колоколов", — цитируется в сообщении руководитель раскопок Леонид Беляев. Сейчас ученые обнаружили большой фрагмент бронзового колокола весом около 22 килограммов с частью рельефной композиции "Сошествие во Ад" (православная иконографическая версия композиции "Воскресение"), где изображены святые жены-мироносицы, часть фигур Иоанна Предтечи и Иисуса Христа, попирающего врата Ада.

Библейская сцена на отливке несет черты европейского барокко. "До сих пор ни одного подобного медальона, даже в лучших примерах колокольного литья второй половины XVII — первой половины XVIII века, известно не было. Эта находка — весомый и в прямом, и в переносном смысле слова вклад в представления о церковном искусстве эпохи патриарха Никона, демонстрирующий, безусловно, европейскую иконографию", — говорит Беляев.

С учетом того, что найденный ныне фрагмент имеет огромный диаметр, можно предположить, что это — часть бракованной отливки большого Воскресенского колокола весом около 500 пудов, добавил ученый.

Археологи в этом году нашли в Новом Иерусалиме еще и целый комплекс печей для обжига изразцов, множество заготовок для них и ранее неизвестные инструменты этого ремесла. В одной из камер сохранились ряды стоящих на ребре заготовок изразцов, а под ними — ряд изразцов, тщательно уложенных лицевой стороной вниз.

В их числе — огромные архитектурные изразцы: базы и капители пилонов с рельефным декором; обвитые виноградными лозами с гроздьями полуколонны и многое другое. Вместе с отходами производства и бракованными изделиями удалось впервые собрать множество видов "печного припаса" – специальных подставок и креплений, которыми разделялись и поддерживались изразцы при обжиге. До сих пор в русском гончарстве до XVIII века таких изделий не обнаруживалось, отмечается в сообщении. Изразцы на Руси использовали как "местное средство" для выработки собственной версии европейского стиля, так называемого "Московского барокко" — ведь в стране не было залежей цветного камня или мрамора, пригодных для необходимой барочной фасадной и интерьерной архитектурной резьбы, пояснил Беляев.

"В Новом Иерусалиме возникло производство, европейское по технологии и стилю, но совершенно русское по размаху – многие тысячи крупных изразцов нужны были для фризов и наличников, порталов и иконостасов — из них делали целиком огромные иконостасы? даже придумать такое трудно. Ими же "набирали" огромные церковно-учительные тексты, которые опоясывали интерьеры основных церквей внутри Воскресенского собора, и многое другое", – отметил руководитель экспедиции.

Редакция текста от: 12.08.2014 04:56:37