Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Вышел в свет новый 32-й том «Православной Энциклопедии»

05.09.2013 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» подготовил и выпустил в свет новый 32-й алфавитный том, который поступит в продажу 9 сентября 2013 г.

В 32-м томе продолжена публикация комплекса статей на букву «К», который в сравнении с другими буквами, вероятно, будет самым обширным.

Среди материалов, опубликованных в 32-м томе «Православной Энциклопедии», прежде всего, следует выделить важную статью догматического содержания — «Кеносис», речь в ней идет о богословском понятии, которым обозначается истощание, умаление, т.е. то уничижительное состояние, которое добровольно воспринял на Себя Сын Божий при воплощении для спасения мира.

Статья «Керигма» рассказывает о понятии, которым в либеральной теологии обозначают раннехристианская устная проповедь о Христе.

Обширная статья «Катехизис» рассказывает об одном из наиболее распространенных жанров христианской вероучительной литературы, который в различные эпохи широко использовался в разных христианских конфессиях с целью духовного просвещения верующих. Особое место в статье занимает раздел, посвященный знаменитому «Катехизису» митрополита Московского св. Филарета (Дроздова).

32-й том «Православной Энциклопедии» содержит целый ряд статей, посвященных епархиям и монастырям Поместных Православных Церквей. Среди них наиболее значимы материалы, рассказывающие о Кемеровской и Прокопьевской епархии, Кашинском, Каширском и Керченском викариатствах Русской Православной Церкви, Кефалинийской и Керкирской митрополиях Элладской Православной Церкви, Кидонийской и Апокоронской митрополии Критской архиепископии Константинопольской Православной Церкви, Кенийской митрополии Александрийской Православной Церкви, Кацаретской епархии Грузинской Православной Церкви. Том также содержит статьи о старинных греческих монастырях Като-Панагия и Кехровуниу, древних грузинских обителях Кацхи, Кацхис Свети, Кватахеви, Квелацминда. Статья «Кидекшинский Борисоглебский монастырь» рассказывает об уникальных архитектурных памятниках бывшей обители, находящихся в окрестностях Суздаля (Владимирская область, Россия).

Интересны материалы, в которых речь идет о церковно-правовом понятии «кафедра епископская», о титуле «Католикос», который исторически был в употреблении в Грузинской и Антиохийской Православных Церквях, Армянской Апостольской Церкви и ряде других инославных Церквей.

Важный материал нового тома повествует о Кафизме Псалтири.

Среди материалов страноведческого и историко-краеведческого характера необходимо отметить статьи «Кахети» (историческая провинция Грузии), «Каффа» (так в прошлом назывался город Феодосия в Крыму), «Кения». Отдельные статьи посвящены города Кентербери (Англия) и Кёльн (Германия), а также их знаменитым соборам и другим памятникам церковного зодчества и изобразительного искусства. О древних христианских памятниках и церковной истории городов, игравших большую роль в раннехристианскую и византийскую эпоху, также рассказывают статьи «Кесария Каппадокийская», «Кесария Приморская (Палестинская)» и «Кесария Филиппова».

В 32-м томе «Православной Энциклопедии» читатель может ознакомиться со статьями, касающимися темы монастырской жизни и ее устроения: «Келарь», «Келейник», «Келья». Крупный материал «Келлии» рассказывает о знаменитом древнем монастырском комплексе в Нижнем Египте.

Литургическая тема представлена в новом томе «Православной Энциклопедии» статьей «Кельтский обряд», которая рассказывает о древней литургической традиции Ирландской Церкви.

Тема церковного искусства представлена статьями «Кашинский чин» (рассказывает о крупном комплексе икон Тверской школы XV в.), «Квасовы» и «Кваренги Джакомо», в которых речь идет о знаменитых зодчих эпохи барокко и классицизма, трудившихся в России в XVIII в.

Религиоведческая тематика представлена в 32-м томе, прежде всего, целым комплексом статей, касающихся Католической Церкви. Обширная статья «Католицизм» обстоятельно рассматривает особенности католической триадологии, христологии, сотериологии, мариологии, эсхатологии, учения о Церкви, благодати и таинствах. Статья «Католическая Лига», рассказывает о событиях религиозных войн во Франции во 2-й пол. XVI в. Статья «Кафедра апостола Петра» повествует о Римском папском престоле. Отдельные статьи посвящены Католическому институту в Париже, квиетизму, кардиналу Каэтану — крупному католическому теологу и церковному деятелю, игравшему значительную роль с событиях, связанных с началом Реформации в Западной Европе. Также том содержит материал, посвященный кардиналу Кёнигу, архиепископу Венскому, известному теологу и историку религии.

В 32-м томе «Православной Энциклопедии» также можно ознакомиться со статьями «Квакеры» ( направление в протестантизме) и «Керженец» (регион в Нижегородской области, изобиловавший старообрядческими скитами). Значительный материал в новом томе посвящен религиозным воззрениям древних кельтов.

Как всегда, множество статей нового тома энциклопедии посвящено персоналиям, прежде всего – святым Христианской Церкви. В их числе следует, прежде всего, отметить материалы, рассказывающие о таких подвижниках, как: Квинтин (мученик кон. III – нач. IV в., пострадал на территории соврем. Франции), Квирин (мученик нач. IV в., пострадал на территории соврем. Венгрии), Квирин (мученик древней Церкви, пострадал в Риме), Келестин I (Папа Римский, V в.), Кентигерн (епископ, основатель епархии Глазго, Шотландия, кон. VI- VII вв.), Кесарий (епископ Арелатский, Галлия, VI в. ), Кесарь (апостол от 70), Кетеван (царица-мученица, Грузия, XVII в.), Киаран (основатель монастыря Клуан-Мокку-Нос, Ирландия, VI в.).

Также в 32-м томе можно ознакомиться со статьями, посвященными таким личностям, как Димитрий и Прохор Кидонисы (греческие богословы-антипаламиты XIV в.) и Керинф (еретик I- нач. II вв.).

Завершают 32-й том «Православной Энциклопедии» статьи, которыми открывается обширный комплекс материалов, посвященных православному наследию Киева. В том вошли статьи: «Киев», «Киево-Братская икона Пресвятой Богородицы», «Киево-Братский Богоявленский монастырь», «Киево-Могилянская Академия» и Киево-Печерская икона “Успение Пресвятой Богородицы”».

Редакция текста от: 06.09.2013 16:50:55