Школа звонарей создана в Санкт-Петербургской епархии

09.02.2012 Творческое отношение и любовь к колокольному искусству намерена воспитывать у своих учеников школа звонарей, созданная в Санкт-Петербургской епархии.

В ее структуре — четыре подразделения: факультативные курсы звонарского искусства при СПбПДА (руководитель — иерей Павел Радин), школа звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери (руководитель - Владимир Кайчук), мастер-классы при храме Сретения Господня (координатор — Андрей Иванов) и научно-практический семинар "Русская кампанология. История, современное состояние, проблемы" при соборе Федоровской иконы Божией Матери (руководитель — Сергей Старостенков).

Таким образом, школа дает всесторонние знания — теоретические, научные и практические.

Программа мастер-классов опытных звонарей России начала действовать с 5 февраля. В этот день в Сретенском храме, который считается лучшим в Санкт-Петербурге по подбору колоколов, состоялась встреча со старшим звонарем московского Свято-Данилова монастыря иеродиаконом Романом (Огрызковым).

Отец Роман провел практическое занятие по освоению даниловских звонов и рассказал о возвращении знаменитых благовестов своей обители из Гарвардского университета, где они находились в "эмиграции" в течение 78 лет.

Петербургские звонари под его руководством освоили характерные рисунки даниловских звонов и приемы игры в московской традиции. Несмотря на мороз, мастер-класс собрал более двадцати слушателей — учащихся факультативных курсов, штатных звонарей храмов и кампанологов.

Школы звонарей — явление последнего времени. Прежде, когда звенела медным гласом вся Россия, нужды в них не было. Церковный звонарь, уходя на покой, передавал свое умение наследникам из числа прихожан или служителей храма. Мы же, в подавляющем большинстве своем, приобщаемся к вере не отцов, но в лучшем случае дедов или прадедов. Раны исторического разрыва православных традиций приходится залечивать и внутри, и вокруг себя.

То же и со школой звонарей. Случилось так, что первые обучающиеся, будучи в самом начале приближения к традиции русских колокольных звонов, стали передавать свой начальный опыт другим, нащупывая стили и методы обучения. Скоро они пришли к выводу, что во главу угла должны быть положены камни, которые не были разбросаны в советское время, а именно, звоны тех немногих в России мест, где сохранились исторические колокола и преемственность.

Обучение в школе будет вестись на индивидуальной основе. Фиксированных сроков и обязательных учебных планов как таковых нет. Когда удается донести до учеников то, что они не просто осваивают навыки игры на необычном музыкальном инструменте, а делают первые шаги на пути приобщения к богослужебной симфонии, преподаватели считают свой долг выполненным.

Редакция текста от: 09.02.2012 17:00:52