11.10.2011 Смертная казнь допустима в особых случаях, но нынешняя судебная система не способна обеспечить ее справедливое применение, считает патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев).
"Я против смертной казни в современной России. Сегодня, чтобы устранить конкурента, заказывают киллера. При нынешнем состоянии наших судов, если будет смертная казнь, по закону будут "убирать" людей. И это страшная опасность", - сказал патриарх в понедельник в Кишиневе в интервью молдавским, румынским телеканалам и телеканалу "Россия-24".
По его словам, уже было несколько случаев, "когда вдруг в последний момент становилось известно: не виноват".
"Поэтому если и говорить о возвращении к смертной казни в каких-то совершенно конкретных случаях, когда речь идет о маньяках, массовых убийствах, террористах - при этом, конечно, абсолютно ясно нужно иметь доказательства, что этот человек действительно был таковым, а не кто-то сделал так, что он вынужден принять на себя эту вину, - все это может иметь место в будущем", - считает патриарх Кирилл.
Приведя данные о том, что абсолютное большинство граждан Молдавии, России, Украины выступают за смертную казнь, предстоятель призвал "начать эффективно изменять судебную систему в наших странах".
"Суд должен быть неподкупным, авторитетным. Следственные органы должны работать безукоризненно, чтобы присутствие смертной казни в уголовном праве ни в коем случае не стало способом расправы с неугодными", - отметил он.
Предстоятель напомнил, что в церковном предании нет порицания смертной казни, отказа от нее, и Христос "сам был распят, Он прошел через смертную казнь, но Он нигде не сказал, что нельзя казнить преступников, и у святых отцов мы этого не находим".
"Отказ от смертной казни является не результатом христианской традиции, а результатом новой либеральной философской идеи, которая появилась в западноевропейском пространстве", - констатировал он.
Как отметил патриарх, при всем том, что Церковь никогда не выступала против смертной казни, она выступала против ее применения, и в Российской империи за более чем сто лет было всего семь или восемь случаев применения смертной казни.
По его словам, Церковь печаловалась о преступниках, "брала их на поруки, просила не приводить смертную казнь в исполнение", чтобы священники могли склонить к покаянию преступника, "и в большинстве случаев это удавалось сделать".