Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Вышел в свет новый номер журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» (2011, №2)

11.07.2011 Издан очередной номер журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» (2011, №2 (44)).

Многие из опубликованных в журнале материалов связаны с историей Русской Церкви. Исследование А. С. Усачева посвящено Житию святого Козьмы Яхренского (XV в.), которое относится к числу малоизученных произведений древнерусской литературы. Исследователь отметил, что Житие создано известным суздальским агиографом Григорием в стенах Спасо-Евфимиева монастыря в 50–60-е годы XVI в. Этот текст, наряду с жизнеописанием Козьмы, включал повествование о чудесах святого, снабженных предисловием. Основным источником для Жития послужило «Слово похвальное» Варлааму Хутынскому Пахомия Серба, дополненное фрагментами других памятников.

А. А. Гиппиус и С. М. Михеев опубликовали ряд надписей-граффити новгородского Софийского собора.

Е. Г. Сосновцева на материале Житий Юлиании Лазаревской и Паисия Угличского проанализировала методы редактирования житийных текстов, которые использовались агиографами XVII в.

Редактор Жития Паисия Угличского насыщал первоначальный текст памятника многочисленными историческими подробностями, деталями монастырского быта (не всегда правдоподобными), которые, с одной стороны, помещали жизнеописание преподобного в контекст истории Углича, а с другой стороны, нарушали строгую композицию житийного жанра.

Составитель же пространной редакции жития Юлиании Лазаревской, внося правку в раннюю редакцию жития, стремился приблизить текст к агиографическим канонам путем включения в него ряда житийных топосов и разработки традиционных мотивов при помощи риторических приемов.

Работа Д. А. Боровкова посвящена св. князю-страстотерпцу Борису. Автор публикации сопоставил статьи 1014–1016 г. в «Повести временных лет» и повесть «Об убиении Борисове». Ученый пришел к выводу, что первоначальный летописный вариант рассказа о событиях 1014–1016 гг. представлял единый сюжет, который стал составной частью одного из древнейших летописных сводов и лишь позднее был расширен за счет различных вставок, в том числе — повести «Об убиении Борисове». Первоначальный вариант повести мог быть составлен в Вышгороде, который в середине XI в. стал центром распространения Борисоглебского культа. Возможно, одна из ее копий позднее была положена в основу «Сказания о Борисе и Глебе», а другая включена в летописный рассказ о борьбе Ярослава со Святополком.

В разделе «Рецензии, полемика, научная жизнь» начата дискуссия по поводу статьи С.В. Богданова о вошедшем в состав летописных текстов отрывке из «Чина избрания и поставления епископов» (Богданов С. В. Отрывок Чина на избрание и поставление епископов в тексте летописей Новгородско-Софийского круга // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 4 (42). С. 240–253.). С критикой взглядов С. В. Богданова выступили Е. В. Белякова и М. В. Корогодина.

С полным текстом публикаций номера можно ознакомиться на сайте журнала: http://www.drevnyaya.ru/

Редакция текста от: 11.07.2011 20:08:28