Завершена реставрация Благовещенского собора Московского Кремля

01.06.2011 Реставрация Благовещенского собора Московского Кремля закончена, специалисты сделали ряд находок.

"Мы полностью изучили Благовещенский собор и реконструировали его историю. На том же пути находимся в отношении Архангельского собора. Надеемся начать планомерную реставрацию Успенского собора - она тоже предполагает массу открытий", - рассказал заместитель гендиректора музеев Московского Кремля Андрей Баталов в интервью, которое публикует в среду "Российская газета".

Он сообщил, что во время реставрационных работ под лестницей XIX века была обнаружена часть бесценных белокаменных блоков от собора 1416 года, на которых сохранилась живопись.

По словам А.Баталова, крупнейший реставратор древнерусской живописи Владимир Сарабьянов считает, что живопись относится к эпохе Андрея Рублева "и вполне может принадлежать не только его артели, но и самому великому иконописцу".

Говоря о фасадах собора, он указал на то, что к нему примыкало здание Казенной палаты и практически полностью закрывало собор с востока. В процессе реставрации апсидов, вырубленных в толще восточной стены палаты в ХVIII веке, были обнаружены следы примыкания Казенной палаты, следы лестницы, которая шла под кровлю палаты, следы сводов помещений этой палаты.

"Все они выявлены на фасаде для того, чтобы зритель смог увидеть место нахождения исчезнувшего комплекса Казенного двора. Мы установили, что все пространство между Архангельским и Благовещенским соборами было занято Казенным двором. Мы обнаружили и отреставрировали остатки этого исчезнувшего строения. Так грозненский этап истории этого памятника предстал перед нами", - добавил А.Баталов.

Как отметил он, в стране много перестроенных памятников, но вряд ли они могут сравниться с Благовещенским собором по количеству переделок. Сложность его "родословной" определяется тем, что это домовый храм московских государей, который находился в соприкосновении с великокняжеским дворцом.

"Мы выяснили, что он таит в себе несколько храмов: один - эпохи Дмитрия Донского, другой - его старшего сына Василия I, третий - храм Ивана III и, наконец, храм Ивана IV. Он оставался домовым храмом и в эпоху империи и потому нещадно поновлялся в течении всего XIX века", - сказал заместитель директора музеев.

Редакция текста от: 01.06.2011 16:24:25