Проблема освещения религии в современных СМИ стала темой экспертного семинара в Синодальном информационном отделе

13.04.2011 12 апреля в Синодальном информационном отделе прошел экспертный семинар «Почему религии нет места в современных СМИ?» с участием известных журналистов, публицистов и религиоведов.

В начале мероприятия председатель Синодального отдела В.Р. Легойда объявил о намерении развивать традицию проведения регулярных экспертных мероприятий и организации дискуссионных форумов, поскольку «живые, актуальные, дискуссионные вопросы, проблемные темы, которые связаны с сегодняшней жизнью Церкви и обсуждаются в медиа, нуждаются в осмыслении, в интеллектуальной рефлексии».

«Сегодня крайне необходимы одновременно и статусные, и постоянно действующие дискуссионные интеллектуальные площадки, которые работали бы в периоды между большими церковно-общественными форумами и были бы абсолютно открыты для всех, кто хочет принимать участие в подобных дискуссиях. Информационный отдел намерен частично заполнить эту нишу, организуя такие мероприятия», — отметил В.Р. Легойда.

Участники семинара обменялись мнениями по поводу формата освещения в современных медиа религиозной проблематики, обозначили проблемные зоны, которые возникают перед религиозными организациями при работе в публичном пространстве, обсудили возможности для проповеди и разговора о религиозных ценностях, которые предоставляет сегодняшняя медиасреда.

Среди прочего на семинаре был поднят вопрос о развитии отечественного религиоведения, о присутствии в СМИ авторитетных экспертных комментариев ученых-религиоведов по актуальным темам. Главный редактор портала Religo.ru И.Х. Максутов в своем докладе обозначил отсутствие в сегодняшних СМИ «религиоведческого дискурса», подчеркнув, что для большинства медиа характерно освещение религиозной темы в форме курьеза, с акцентом «либо на смешной, либо на страшной составляющей». В свою очередь, ведущий семинара В.Р. Легойда обратил внимание участников на то, что подобный подход — взгляд на все явления и процессы сквозь призму курьезности, в рамках концепции infotainment, когда любая информация преподносится в развлекательном ключе, характерен сегодня для медиа в целом, для разговоров на любую тему, будь то вопросы политики или культуры.

Проблемы религиоведения и СМИ, а также вопрос динамики интереса СМИ к религиозной теме в своих сообщениях также затронули ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Р.Н. Лункин и старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения МГУ И.С. Вевюрко.

Писатель и телеведущий А.Н. Архангельский разделил аудиторию современных медиа на несколько групп по характеру восприятия религиозной тематики и дал краткое описание каждой из них. Историк, ведущий цикла телепрограмм «Кто мы?» Ф.В. Разумовский в ходе дискуссии основной упор сделал на важности православного мировоззрения в поле сегодняшних СМИ. Задачей журналистов, относящих себя к православным, по мнению Ф.В. Разумовского, должно стать профессиональное донесение до аудитории позиции Церкви по важным социальным, историческим, этическим вопросам.

Также в экспертном семинаре приняли участие зав. кафедрой журналистики и связей с общественностью РПУ Е.В. Жосул, главный редактор журнала Russia Profile А.А. Золотов, главный редактор портала Katehon.ru А.М. Малер, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» С.В. Чапнин, совладелец издательской группы FLB А.С. Челноков, глава Ассоциации православных экспертов К.А. Фролов.

Редакция текста от: 13.04.2011 16:47:30