Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "СЕРАПИОН ГАРЕДЖИЙСКИЙ, ПРЕПОДОБНЫЙ"

Шевченко Василий
только чтение
православный, РПЦ МП

Сообщений: 521
Дата регистрации: 23.07.2022
Текст статьи из ПЭ "Серапион Чудотворец"
10.04.2023 14:21:56

Какой материал лучше для редакции статьи о прп. Серапионе Чудотворце -

Возможно ли совмещение Нынешнего Жития и статьи ПЭ и как? Модератору виднее..

Вот текст из ПЭ о прп. Серапионе:

.... также — საკვირველთმოქმედი Дивный] (+ 11.09.1773), прп. (пам. груз. 24 авг.) Грузинской Православной Церкви, архим., настоятель монастыря Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Предтечи) пуст. Гареджи (Кахети, Вост. Грузия) (30-е гг. XVIII в.— 1742). Имел дар чудотворения.

Его жизнь описал насельник Натлиемцемели прп. Гавриил Мцире (Гавриил Мцире. 2018. С. 50-51);

сведения о Серапионе содержатся в сочинениях П. И. Иоселиани и сына последнего груз, Георгия XII — царевича Иоанна Багратиони, а также в некоторых документах.

По сведениям Иоселиани, Серапион происходил из западногруз. царства Имерети. В возрасте 28 лет он покинул свою деревню и поступил послушником в мон-рь Натлисмцемели, где его обучили грамоте.

Царь Кахети Теймураз II (1733-1744) поставил его настоятелем мон-ря. В источнике приводится чудесный случай, записанный Иоселиани со слов царевича Михаила Георгиевича Багратиони, к-рому его рассказал настоятель ц. св. Нины в Ниноцминде прот. Лазарь (Ростиашвили; 1752-1827), воспитанный в Натлисмцемели.

Однажды больной монах, предчувствуя близость кончины, попросил о встрече с настоятелем; Серапиону доложили об этом, однако он не стал прерывать молитву, и монах вскоре умер. Братия возмутились. Серапион зашел в келью умершего и приказал ему: «Именем Бога, воскресни». Монах ожил и прожил еще год (Иоселиани. 1978. С. 42-43).

Царевич Иоанн в кн. «Краткие ведомости для грузинских писателей» указывал, что настоятелем Натлисмцемели Серапиона определил царь Картли-Кахети Ираклий II (1762-1798) «и он служил достойно и своим спокойствием, постами и терпением походил на древних святых отцов».

Царевич Иоанн описывает др. чудесный случай, происшедший с Серапионом Чудотворцем: во время поездки, которую совершали архимандрит и 2 диакона по делам мон-ря, на них напали ок. 180 лезгин и схватили диакона. Серапион, перекрестившись, стал отбивать его своей тростью. Лезгины в страхе бежали, и позже выяснилось, что они видели, как Серапион размахивает огненной тростью, которая не позволила им приблизиться к нему (Ист. мат-лы. 1913. С. 50).

Установить, когда Серапион стал настоятелем Натлисмцемели, помогают 2 документа.

В «Определении монастыря Натлисмцемели по делу крепостного Гиви» (1 мая 1778) указано, что С. Ч. был настоятелем в монастыре после царствования в Картли Вахтанга VI (1716-1724), на основании чего раннюю дату его настоятельства определяют временем после 1724 г. В др. документе; составленном 23 нояб. 1780 г., отмечено, что крепостной составителя, Папа Шавискацишвили, прибыл в мон-рь «во времена османства при настоятеле Харитоне». Правление турок в Картли длилось с 1723 по 1735 г., что отодвигает раннюю дату настоятельства Серапион на время после 1735 г.;

эта датировка приходится на время царствования в Кахети Теймураза II и позволяет считать, что С. Ч. стал настоятелем в 30-х гг. XVIII в. (ПГП. 1974. Т. 5. С. 56,131).

С. Ч. упоминается в документе 1761 г., составленном митр. Ниноцминдским Саввой (Тусишвили), который писал, что, когда начали царствовать в Картли Теймураз II и в Кахети Ираклий II (т. е. в 1744, с венчанием на царство 1 окт. 1745), пришли к нему «святой схимник отец Серапион и его братья» и просили его «снова возглавить церковь» (т. е. взять опеку над мон-рем). В документах Натлисмцемели за 1742, 1745 гг. и за 30 янв. 1746 г. упоминается настоятель мон-ря Свимон (очевидно, архим. Симеон (Орбелишвили)), что позволяет определить 2-ю дату настоятельства С. Ч. временем до 1742 г. (Ломинадзе. 1966. С. 158-159).

Оставив должность настоятеля, С. Ч. принял великую схиму и взял на себя подвиг отшельничества. В результате постоянных коленопреклонений и стояния на ногах они у него распухли, он не мог ходить и молился лежа. Предчувствуя близкую кончину, С. Ч. попросил братьев похоронить его у входа в церковь в приготовленной им могиле. По сведениям прп. Гавриила Мцире, настоятелем мон-ря в то время был архим. прп. Симеон (Инауридзе) Гареджийский: он неожиданно скончался, однако через некоторое время ожил и раздал все имущество братии на поминовение своей души. Узнав об этом, С. Ч. сказал ему: «Уйдешь ты, и я тоже не задержусь и уйду после тебя».

Действительно, прп. Симеон, приведя в порядок монастырские дела, вскоре умер, а через неделю после него 11 сент. 1773 г. преставился Серапион (Краткие ведомости. 1982. С. 131-132).

По сведениям Иоселиани, Серапион Чудотворец скончался в 1762 г. в возрасте 120 лет. Царевич Иоанн, не называя точной даты, писал, что С. Ч. преставился в преклонных годах.

В груз, церковных календарях, отражающих церковную традицию, годом кончины С. Ч. указан 1747-й.

Источник

  • Гавриил Мцире. Джваршемосили (Ставрофор): Книга, написанная иером. Гавриилом в пуст. Гареджи, в мон-ре Натлисмцемели / Подгот.: Г. Каландадзе, М. Кавтария. Тб., 2018 (на груз. яз.).

Литература

Ист. мат-лы / Подгот.:

  • С. Какабадзе. Тифлис, 1913. Т. 1 (на груз, яз.);
  • Ломинадзе Б. Из истории груз. феод, отношений. Тб., 1966. Т. 1: Сеньории (на груз, яз.);
  • Иоселиани П. Житие Георгия Тринадцатого. Тб., 1978 (на груз, яз.);
  • Краткие ведомости для груз, писателей, XVI-XIX вв. / Подгот., исслед., коммент., слов.: И. Лолашвили. Тб., 1982 (на груз. яз.).

Ответить