Обсуждение статьи "ЕВАРЕСТ СТУДИЙСКИЙ"

Олексій, гость Феодора или Ирина?
09.01.2013 00:13:17 в ответ на "Е. (в миру Сергий)?" (Олексій)

> Согласно Жития свт. Дмитрия Ростовского, Еварест сопровождал патриция Вриенния в посольстве к болгарам, . . .
> В Православной Энц. (...) говориться, что "Е[варест]. (в миру Сергий) род. в 6-й год правления имп. Льва V в Галатии (М. Азия)"

На сайте ТНЦ "Православная энциклопедия", даты жизни прп. Евареста Студийского указаны как (819 - 897): http://www.pravenc.ru/text/186891.html ,

Однако допустим, императора Льва IV поздний редактор Жития мог соотнести с Львом V.

Тогда, в годы правления Льва IV Хазара (775-780 гг.) или чуть ранее того (он соправитель с 751), при дворе имп-ра было сильно влияние его жены Ирины, которую выдали замуж в 769г. и уже с этого момента она стала титуловаться императрицей: http://www.sedmitza.ru/text/434439.html

Отец Льва IV Константин V Копроним вел тесную дипломатию с болгарскими ханами в 767 - 775 гг., в том числе с ханом Телеригом: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/daschk/29.php . Телериг в 777 г. бежал из Болгарии, и его женили на двоюродной сестре Ирины: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/daschk/30.php

Афинянка Ирина, жена императора Льва IV - тезка его матери, а та в свою очередь была дочерью хазарского царя Феодора. Путаницу между царицами Феодорой и хазаркой Ириной (умерла в 752) можно найти в др. Житиях, например, Стефана Сурожского. См. http://samlib.ru/a/aspar/stefan.shtml

В статье Д. Е Афиногенова http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/IX/840-860/Po...htm высказывется предположение о том, что заполучив весьма объемистый архив патриарха Мефодия после 847 г, студиты стали извлекать из него отдельные произведения и переписывать их. При этом, "Что можно отбросить сразу, так это мысль о сознательном уничтожении рукописей. Воспитанники Феодора Студита относились к написанному слову с почти религиозным благоговением "

Т. е., если до конца не отвергать агиографическую дату "825 г.", то можно рискнуть предположить, что на фоне закончившейся эры иконоборчества у переписчиков могли возникнуть ассоциации с др. , более близкими по времени историч. персонажами, а в позднюю компиляцию Жития (BHG, N 2153) http://www.doaks.org/research/byzantine/saints2/dohp.asp-cmd...y-9 ,

могли войти фрагменты из Жития Николая Студита (793-868 гг.) http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3476 , которого, см. ст. на "Православной энциклопедии", считали наставником прп. Евареста.

Исходя из таких, притянутых за уши, предположений, 20-ти летний юноша Сергий(?) вполне мог попасть в Константинополь во времена императрицы Ирины в 770-е гг, а потом и в составе посольства в Болгарию.

Но, то что Еварест - это один и тот же человек, о котором пишут в статьях на Православие.Ru и Правенс.Ru указывает тот факт, что во время путешествия в составе посольства юноша " приобрел сочинение прп. Ефрема Сирина, и под влиянием прочитанного оставил своих спутников" и впоследствии стал монахом.

Ответить