Обсуждение статьи "ФОМА ВИФИНСКИЙ"

Олексій, гость Орды арабов в XII-XIII в.
25.12.2012 02:14:16

Мне не очень хочется подымать эту тему. - Пафоса и идеологических штампов.

В статье ставится под сомнение трактовка эпитета Дефуркин как «праведный», и выдвигается версия о возможном происхождении этого эпитета от неизвестного негреческого восточного слова-прототипа, имеющего какое-то др. (?) значение.

Возможно, догадки автора оправданы и аналогии показательны. В таком случае, наобум в качестве носителей яз. среды из которой могло происходить слова Δεφουρκινός можно предложить и др. этнос, имеющий на тот момент какое-то оседлое присутствие в Малой Азии, например, - "анонимный продолжатель Хронографии Феофана писал, что на рубеже IX в. в городе Аморионе в Верхней Фригии евреи издавна жили вместе и сохранили дружеские отношения с местными жителями - приверженцами антинганойской секты, которая возникла из-за их постоянного общения с евреями..." http://www.jcrelations.net/.2779.0.html?L=7

Трактовка эпитета о вторгшихся через триста лет после описываемых событий в Анатолию "орд турок, арабов и персов" может лечь в основу статьи о «старотурецком» языке. Вот только на сколько те и эти размышления уместны в данной статье?

Получается, что за каких-то 50-60 лет до описываемых событий, в 838 г., во время арабского вторжение в Малую Азию какое-то неорганизованное скопище из 30 000 персидских всадников находились на службе у императора Византии Феофила http://dic.academic.ru/dic.nsf/battles/73/Аморий

Эпитет "орды" давно принят в оборот по отношению к туркменам-огузам, эпитет "персы" через 150 лет после описываемых событий применим к их вождям-сельджукам и слоям сельджукской "интеллигенции", как носителям персидских языка и культуры.

`Орды арабов в XII-XIII в.` ? Не знаю, еще за 200 лет до описываемых событий, в VIII в., арабы Средней Азии только отражали вторжения турок в культурные земли и не предпринимали походов в глубину степей http://historylib.org/historybooks/Vladimir-Bartold_Dvenadts...i/3

Сельджуки же, вкусив плоды персидско-арабской цивилизации, наоборот, начали завоевание Среднего Востока в 1037 г., прекратив господство арабов в мусульманском мире. В последствии, разные арабские элементы наравне с мн. др. участвовали в этногенезе турецкой народности, а османский литературный язык на 80% состоял из персидских и арабских слов.

Что меня смущает? То, что, как мне кажется, термин "орда(ы)" в данном случае применен не столько к людям, стоящим на ранней ступеньке организации общества, а к людям мусульманского мира, "нехристям", т.е. людям как-бы второго сорта, имеющим чуждое сакральное мировосприятие. Этим раннее грешила Византийская имперская идеология, ставшей позднее, слегка в измененном виде, фундаментом Османов. Возможно я что-то преувеличиваю, или чего то недопонимаю. Простите и поправьте.

Ответить