Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ЕВАНГЕЛИЕ"

Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 998
Дата регистрации: 30.03.2021
О ВСТАВКЕ
15.09.2023 15:18:53

> Первоначально сложились не только полные Евангелия, но и сборники воскресных чтений. Также в первые века существовали евангельские своды, наиболее распространённым был Евангельский свод Тациана, которые содержали ряд ошибок. Оно использовалось в богослужении и было заменено на каноническое ( (ФЕОДОРИТ КИРРСКИЙ=Феодоритом Киррским) ) во второй четверти V века. Он упоминал, что в ( (каноническая церковь=канонической церкви) ) было изъято более двухсот евангелий.[ [Толкование на Четвероевангелие преподобного Ефрема Сирина.Предисловие/ М., Сибирская благозвонница, 2001. Стр 6-12, 380 С. ИС 11-025-2693] ]

(Слово "Оно" выделил я - это ошибка, автор, видимо, имел в виду "ОнИ (своды) использовалИсь".)

Мне кажется, эта вставка - крайнее упрощение далеко не однозначной проблемы. Или, не исключено, следствие неправильного понимания. (Судить не берусь, да это и не является моей целью.)

Как могли "первоначально" сложиться одновременно полные Евангелия и сборники воскресных чтений? Уже начало абзаца вызывает недоумение. (Я уж не говорю о том, что весь этот вставленный фрагмент должен быть частью ДРУГОЙ статьи - "Лекционарий" (её пока нет в "Древе").

Цитирую соответствующий раздел из статьи ПЭ "Евангелие (часть 2)" (автор Ю. ВИноградов):

Лекционарии
Новозаветные манускрипты, объединяемые под общим названием лекционариев, на самом деле представляют собой неск. различных по строению типов, определяемых на основе их деления на рукописи с чтениями (перикопами) на воскресенья и праздники (апракос) и с ежедневными чтениями («монастырский» тип). Кроме того, в группу лекционариев было ошибочно включено более 100 рукописей, где евангельские перикопы являются лишь частью др. богослужебных книг.
_Подавляющее большинство лекционариев основано на традиц. визант. системе чтений, совмещающей чтения подвижного и неподвижного годового круга - синаксаря и минология (сюда могут добавляться и чтения «на потребу»). Отличные от этой системы рукописи восходят к древним локальным традициям: егип., представленной папирусами и старейшими лекционариями, и иерусалимской, сохранившейся в поздних синайских рукописях. Время возникновения визант. лекционарной системы является предметом острой научной дискуссии: ее либо удревняют, возводя ко II-III вв. и связывая с ранней практикой воскресного чтения Евангелий (К. Р. Грегори), либо, наоборот, пытаются показать ее поздний характер, соотнося с созданием визант. календаря в VII-VIII вв. (Аланд, Мецгер, А. М. Пентковский).

В ситуации, когда научное сообщество не дало однозначного ответа на вопрос о времени возникновения лекционариев, однозначно утверждать, что они возникли одновременно с Евангелиями, на мой взгляд, нельзя.

Ответить