Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ИОСИФ (САВВИН)"

Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 530
Дата регистрации: 13.09.2011
Литература
22.07.2023 18:05:22

Иосиф происходил из великорусской духовной семьи. Родители его «священного чина» люди сначала жили в г. Осташкове Тверской губернии, а потом перешли в Москву, где отец его был священником у церкви Вознесения Господня что за Никитскими воротами. По наследству этот приход перешёл по смерти отца к Иосифу, а когда умерла его жена - он принял пострижение в одном из московских монастырей. У него был племянник, диакон одной из московских церквей Василий Саввин, другой же родственник, иеромонах Троице-Сергиева монастыря Иона, постриженник Никитского монастыря, избран был братией последнего во игумены и архимандриты, но не был утвержден Св. Синодом, так как, представленный для «освидетельствования пред синодальным собранием явился настоятельского звания понести не могущим».

Совсем незнатный по происхождению, Иосиф выдвинулся вперед благодаря покровительству знатных лиц, но это было покровительство не то, которое возводит на высоту людей ничтожных; наоборот, оно было лишь заслуженной данью достоинствам Иосифа, которые заставили обратить на них внимание «вкладчиков» монастыря, где он был игуменом. Чрез этих вельмож-князей Голицыных и Аврама Федоровича Лопухина, брата царицы Евдокии, Иосиф стал известен даже самой императрице Екатерине I, с того времени неизменно благоволившей ему и всегда покровительствовавшей. Высшая церковная власть ценила Иосифа, не потому только, что его отличала государыня, но и за его проницательный ум, практическую деловитость, заменявшие ему образование, за усвоенный им дух законности, за должное уважение и отношение к авторитету светской и духовной власти, - добродетель, которая была редка даже у лучших людей его времени, а прочими почиталась за ничто. Иосиф был человек скромный без уничижения и чужд был духа стяжательности. Все это такие качества, которым придавал значение и император Петр I, а Екатерина I считала их положительным достоинством.

Трудно было ожидать, чтобы Иосиф, не знавший, что такое школа и наука, мог рассчитывать на место в ряду русских святителей. То было время, когда одно образование обеспечивало судьбу монаха, и такие случаи, когда архиерейство давалось за другие качества, были совсем немногочисленны. Нужно было быть либо Георгием Дашковым, либо Львом Юрловым и им подобным, чтобы иметь возможность стать со-епископом Феофана, Феодосия, Епифания Тихорского, Лаврентия Горки и других просвещеннейших иерархов времен Петра I и его ближайших преемников. Принадлежа к архимандритам, Иосиф очевидно имел у себя нечто такое, что дало ему возможность сделаться сначала игуменом монастыря, а потом постепенно пройти степени архимандрита, епископа и умереть членом Св. Синода.

Первая мысль об учреждении в Воронеже семинарии принадлежит преосвященному Иосифу. 14 июля 1727 года Святейший Синод на запрос Верховного Тайного Совета о состоянии духовных школ писал, что в Воронеже до 1727 года школ не было: правда из Воронежа были отосланы в Новгородскую школу 3 человека «для обучения грамматического художества», с тем конечно чтобы подготовить их для учительства в Воронеже, но они возвратились в Воронеж в 1725 году, а школа не была открыта и после того, за отлучением преосвященного Иосифа [1].

    • См. Иосиф, епископ Воронежский // Воронежские епархиальные ведомости, 1902, № 9 (1 мая), неофиц. часть, с. 268-269



[1]  П. Пекарский. Наука и литература в России при Петре I. стр. 117.

Ответить