Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ОМИР ИЕРУСАЛИМСКИЙ"

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Противоречие в статьях
26.10.2016 18:38:12

Сегодня я создал статью "ТУНОМ ИЕРУСАЛИМСКИЙ" и внёс мученика в календарную статью под 18 апреля. Полтора года назад мне уже попадалась статья о том же мученике, но под именем Омира, здесь: http://www.pravoslavie-islam.ru/saints5.htm Но я не видел про "Омира" статью в "Древе", потому что тогда не обратил внимания на то, что память вместо 18 указана 19 апреля.

В пользу версии о Туноме говорит и житие на греческом сайте, и наличие иконы с надписанием именно "Туном". Статья об Омире излагает ровно ту же самую историю, только с искажённым именем и некоторыми дополнительными подробностями. Ю. Максимов, специально занимавшийся христианскими мучениками из мусульман, человек серьёзный. Сайт с несколькими статьями (ссылку я привёл выше), многими из которых я пользовался, в т. ч. и при работе для "Древа", к сожалению, больше не существует. Нужную статью я нашёл на другом сайте - http://www.holyfire.org/doc_SviatPravos.htm Теперь там есть сноска:

> Прославлен Иерусалимской Православной Церковью. Память - 19 апреля / 2 мая.

Хотелось бы знать источник этого утверждения. У меня в Файрфоксе при работе над календарём открыто одновременно более 60 вкладок на разных языках, и нигде нету памяти Омира 19 апреля. Однако она упоминается во многих статьях в Интернете по-русски, гречески и английски, потому игнорировать её невозможно.

Пассаж: "Омир смело спрыгнул вниз к христианам с высоты более десяти метров. Приземлившись, Омир чудесным образом остался невредим" - весьма странен: серьёзно разбиться, спрыгнув с высоты 10 метров, конечно, можно, но очень маловероятно. Между тем, в разных версиях жития, фрагменты которых есть в Интернете, речь идёт о двух противоречащих один другому моментах: 1) уверовав, Туном забил несколько гвоздей "в землю у входа в храм" - вероятно, всё же не в "землю", потому что там под ногами камень, и через фразу говорится: "гвозди вошли в твёрдый камень как будто он был мягким". И дальше: "Эти гвозди доныне можно видеть..." 2) Мученик спрыгнул с верхней галереи вниз, и в камне остались отпечатки его ног, которые доныне можно видеть..." Я предпочёл включить в статью вторую, более логичную версию (чем версия о гвоздях - откуда у эмира с собой гвозди? зачем их надо было забивать в камень - от избытка чувств, что ли?).

В нескольких местах (у греков и в статье о Благодатном огне по ссылке, приведённой мной в статье) говорится о том, что Великая Суббота в 1579 году приходилась именно на 18 апреля. Однако если армянский патриарх молился сутки, то Туном совершил свой подвиг уже на саму Пасху - 19-го... Также говорится о том, что год 1579 - единственно правильный, поскольку именно в этот год одновременно правили несколько иерархов, упоминаемых в описании чуда схождения огня вне храма. (В статье "Древа" о храме Воскресения в Иерусалиме приводится другая дата; однако с этим я разобраться не успел.)

Ещё одно. Есть русскоязычные материалы (увы, на сайтах вроде РПЦЗ(В-Ф): http://afanasiy.net/sv.-novomuchenyk-tynom-emyr-kniaz-yerusa...579 ), где в одном материале встречаются имена Туном, Эмир и Омир.

В своей статье я объединил всю возможную информацию и указал две памяти. Статью "ОМИР ИЕРУСАЛИМСКИЙ" я преобразовал в переадресацию. В ней нет ничего такого, что стОило бы позаимствовать. Сам тон её несколько, я бы сказал, пропагандистский (мне кажется, у меня текст вышел более безстрастным).

Думаю, все эти объяснения не лишни - вопросы обязательно возникли бы.

Ответить