ДАЛМАТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Далматская икона Успения Божией Матери. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Библиотека Конгресса США)
Далматская икона Успения Божией Матери. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Библиотека Конгресса США)
Далматская икона Успения Божией Матери, чудотворный образ, прославившийся в XVII веке.

Празднование 15 февраля

Принадлежала иноку преподобному Далмату, основателю Успенской обители в городе Далматове, в соборной церкви которой и хранился чудотворный образ. В первой половине XVII столетия тобольский казак Дмитрий Иванович Мокринский, оставив жену и детей, удалился в Невьянский монастырь Тобольской епархии, где принял иночество с именем Далмат. Так как он отличался высокой добродетельной жизнью, братия Невьянского монастыря пожелала видеть его своим игуменом. Но смиренный Далмат, избегая этого высокого и ответственного поста, удалился из обители, взяв с собой икону Успения Божией Матери. В 1644 году он прибыл в Пермскую губернию в Шадринский уезд и здесь поселился в пещере, во владениях татарина Илигея.

Когда Илигей узнал, что на его землях появился инок, намеревающийся даже построить здесь обитель, он вознегодовал и, собрав родственников, отправился к подвижнику, намереваясь изгнать его. На ночлег он остановился прямо напротив пещеры Далмата, за рекой Исетью, рассчитывая на рассвете неожиданно напасть. В случае сопротивления или самозащиты иноку грозила смерть. Людской помощи ему ждать было неоткуда, бежать он тоже не мог. Но угоднику Божию не нужна была человеческая защита. Ночью Илигею явилась Богородица, в венце, в багряном одеянии и с пламенным мечом в руке. Она строго запретила причинять иноку вред и приказала дать ему землю для построения обители. После этого страшного видения татарин со всей своей свитой смиренно пришел к Далмату и отвел ему землю для монастыря. В этом же 1646 году и был основан Далматов монастырь.

Но вскоре на новоучрежденную обитель напали калмыки. Они сожгли начатые монастырские постройки, часть монахов убили, часть пленили. Только старец Далмат чудесным образом спасся и сохранил принесенную им икону Успения Божией Матери. Когда калмыки ушли, он своими трудами стал восстанавливать обитель. Через несколько лет, благодаря его усердию, уже возвышалась деревянная церковь, а поблизости появились кельи.

В 1651 году монастырь подвергся нападению войск сибирского хана Девлет-Гирея, обитель полностью разграбили и сожгли. Чудотворная икона осталась невредимой, только на задней стороне ее обгорело то место, к которому прикоснулся один мусульманин. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы, а икона стала главной святыней монастыря.

В 1702 г. икона была поновлена тобольским иконописцем Иваном Никитиным [1].

В 1707 году в монастыре был построен каменный Успенский собор, в которой и находился чудотворный образ.

Во время правления имп. Екатерины II монастырьрь по молитвам перед Далматской иконой выдержал трехдневную осаду войска Е. Пугачёва.

Икону украшала драгоценная серебряная позолоченная риза, устроенная в 1800 г. попечением игум. Гедеона. Взамен нее в 1864 г. в Москве архим. Мефодием была заказана новая серебряная позолоченная чеканная, с драгоценными камнями [2]. Икона находилась в специальном киоте, декорированном резьбой. Образ прикрывала цветная шелковая завеса, которую раздвигали по мере необходимости.

19 апреля 1852 г. пожаром были уничтожены многие постройки монастыря, в т. ч. верхний храм; Далматская икона вновь не пострадала.

До 1917 г. верующие, для того чтобы торжественно почтить Далматскую икону, 2 раза в год, в дни празднования иконе (15 февраля) и Успения Пресвятой Богородицы (28 августа), приходили в монастырь на поклонение. В рапорте 1864 г. настоятеля монастыря игум. Мефодия архиеп. Верхотурскому и Пермскому Неофиту сообщается о значительном стечении богомольцев (до 5 тыс.) в обитель из Пермской, Тобольской, Томской, Оренбургской губерний на поклонение иконе и мощам прп. Далмата в дни памяти ап. Иоанна Богослова (во имя его освящен придел в нижнем Рождественском храме) и свт. Николая Мирликийского. В том же рапорте приведена просьба жителей г. Шадринска к епархиальному начальству о разрешении переносить Далматскую икону из обители в их город сроком на 1 месяц.

В начале 1920-х гг. после упразднения монастыря его насельники разошлись по другим обителям, унеся с собой Далматскую икону. В настоящее время сведений о местонахождении иконы не имеется.

Источники

Самым ранним источником, упоминающим «местную икону Пресвятыя Богородицы», чудесно спасшуюся от огня во время набега калмыков, является «Челобитная игумена Далматовского монастыря Исаака и келаря Никона к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с просьбой о пожаловании средств на монастырское строительство» [3]. В монастырской описи от февраля 1905 г. список икон открывает чудотворный образ Успения Пресвятой Богородицы.

Иконография

Об иконе можно судить по хромолитографии начала XX в. Б. И. Фесенко и фотографии того же времени, зафиксировавшей вид иконы в киоте. Иконография Далматской иконы (1 аршин 4 вершка (ок. 88 см) × 1 аршин 1/2 вершка (ок. 73 см)) относится к неполному изводу композиции «Успение Пресвятой Богородицы» (без явления апостолов в облаках, но с чудом усекновения рук Авфонию и фигурами жен перед архитектурными строениями).

Списки иконы

Сохранились сведения о некоторых списках Далматской иконы. В 1853 г., выражая просьбу прихожан Захариевской церкви в Барнауле, церковный староста мещанин В. С. Мушников ходатайствовал перед архиеп. Пермским и Верхотурским Аркадием о разрешении иметь у себя в храме список Далматской иконы, «сходствующий с подлинным как цветом красок, так и мерою своей доски» [4]. В 1854 г. просьба была удовлетворена: шадринский иконописец Василий Бронников по поручению настоятеля монастыря архим. Мефодия исполнил список, который был отправлен в Барнаул. В 1859 г. братья Голышевы, подрядившиеся создать новое иконное убранство, сделали список Далматской иконы, очевидно, заместивший чудотворный образ в иконостасе собора. Этот список украсил первоначальный оклад иконы 1800 г. К спискам Далматской иконы можно отнести и написанную в монастыре в 1725 г. иконописцем Тамакульской слободы свящ. Андреем Михайловым икону, которую украсили серебряным окладом [5]. В 2002 г. иконописцем прот. Александром Маньшиным, настоятелем Введенской церкви с. Сухарева Валуйского района Белгородской обл., была написана икона Успения Пресвятой Богородицы, «размерами и образом подобная прежней чудотворной» [6].

Литература

  • Благодеяния Богоматери роду христ. через Ея святые иконы. СПб., 19052. С. 16-17;
  • Слава Богоматери. 1907. С. 261-262;
  • Поселянин Е. Богоматерь. С. 162-164;
  • Снессорева С. Земная жизнь Пресв. Богородицы. Ярославль, 1994. С. 107-108;
  • Пашков А. Св.-Успенский Далматовский муж. мон-рь. Шадринск, 2000. С. 79, 136-137.

Использованные материалы

  • Э. П. И. Далматская икона Успения Божией Матери. Православная энциклопедия, т. 13, с. 664-665
  • "28 февраля - Празднование Далматской иконе Божией Матери", Православная газета (официальное издание Екатеринбургской епархии), 2003, № 7:
  • Бухарев, И., прот., Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, Москва: Изд-во "Аксиос", 2002, "Февраль":



[1]  ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224. Оп. 1. Д. 11. Л. 6 об.

[2]  ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224. Оп. 1. Д. 3036. Л. 20 об.- 22 - подробное описание окладов; см. также: Пашков. С. 140-143

[3]  ГИМ. Син. № 844. Копия; опубл.: Вкладные книги Далматовского Успенского монастыря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.) / Сост.: И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. С. 184-186

[4]  ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224. Оп. 1. Д. 2367

[5]  ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224. Оп. 1., Д. 82. Л. 11; Д. 139. Л. 5; Д. 174. Л. 22; Д. 3179. Л. 72

[6]  Пашков. Цвет. вклейка перед с. 161

Редакция текста от: 06.02.2013 15:34:29

"ДАЛМАТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google