ГРИГОРИЙ ДЕКАПОЛИТ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Преподобный Григорий Декаполит. Книжная миниатюра XI-XIIв. Афон.
Преподобный Григорий Декаполит. Книжная миниатюра XI-XIIв. Афон.
Григорий Декаполит (+ ок. 842), монах, преподобный

Память 20 ноября

Родился в VIII веке в Иринополе (Εἰρηνούπολις της Δεκαπόλεως, ныне д. Чаталбадем, Турция) исаврийской области Декаполь. По источникам невозможно установить точную дату рождения. Предположительно указываются середина VIII века (Р. Жанен), 762 год (Ц. Бароний), но наиболее вероятны 780-790-е года (Ф. Дворник).

Его семья была бедной, родителей звали Сергий и Мария, мать отличалась особым благочестием, брат избрал монашескую жизнь. Получив начальное образование, Григорий, чтобы обеспечить пропитание семьи, стал разнорабочим. Он с детства полюбил храм Божий, церковные службы. Постоянно с благоговением читал Священное Писание.

Его юность пришлась на период реставрации иконоборчества при имп. Льве V. Родители попытались принудить молодого человека к женитьбе, однако тот бежал к некоему игумену, известному антииконоборческими взглядами. Затем отправился в один из монастырей Декаполя, но из-за конфликта с монахами-иконоборцами перешел в обитель, где настоятелем был его дядя Симеон.

14 лет Григорий прожил в монастыре, Симеон был его духовным отцом. Некоторое время святой пребывал в уединении в пещере, борясь с бесовскими искушениями.

В начале 830-х годов, во время правления имп. Феофила, Григорий Декаполит покинул монастырь и отправился в Константинополь бороться с иконоборческой ересью. Зиму он провел в монастыре в Эфесе. Неизвестные причины заставили преподобного отложить поездку в столицу, и он, покинув Эфес, задержался в Проконисе (Дворник считает, что это было связано с осадой столицы Фомой Славянином, но такая причина несостоятельна с т. зр. хронологии, т. к. восстание Фомы произошло на 10 лет ранее). Направляясь в Рим, по пути в Фессалонику св. Григорий повстречался с пиратами и не только остался невредим, но и получил от них помощь, разузнав о наиболее удобном пути. В Фессалонике преподобного принял игум. Марк. В Коринфе он нашел корабль, на котором его согласились переправить на Сицилию, но из-за угрозы пиратских нападений прп. Григорий отплыл в Неаполь. Корабль пострадал от бури, и святой вынужден был добираться до Рима по суше. За время путешествия преподобный чудесным образом спасался от пиратов и арабов, помог тонувшему монаху, освободил от недругов протосинкелла Георгия и совершил другие чудеса. В Риме святой провел три месяца, затем перебрался в Сиракузы, где задержался еще на год. В Отранто его приняли враждебно, поскольку население города было в основном настроено проиконоборчески.

Всюду преподобный Григорий проповедовал Слово Божие, обличая иконоборческую ересь, укрепляя веру и силы православных, которых еретики в то время гнали, мучили, бросали в темницы. Своими подвигами и молитвой святой Григорий стяжал благодатные дары пророчества и чудотворения. Достигнув чистоты сердечной, он удостоился слышать ангельское пение во славу Святой Троицы.

Во второй половине 830-х Григорий Декаполит вернулся в Фессалонику, в монастырь мч. Мины. Три года он провел в обители, но восстания славянских племен и неспокойная обстановка в регионе мешали ему предаваться аскетической жизни.

В 837-839 гг. посетил гору Олимп в Вифинии, известную монашескими поселениями.

В 841 году он тяжело заболел и попросил отвезти его еще раз в Константинополь. Преподобный добрался до столицы в 842 году, уже после смерти имп. Феофила. Незадолго до кончины св. Григорий попросил, чтобы его перенесли на гору Олимп, где он и скончался. Точный год смерти также неизвестен: указанный в Православном церковном календаре РПЦ 816 год не совпадает с общей хронологией Жития, мало вероятен также год 862 (Жанен), С. Манго считает, что святой скончался в 841 году или ранее, Дворник называет 842 год.

Среди чудес, совершенных прп. Григорием Декаполитом, - изгнание змия, бесов, принимавших облик мух и скорпионов, многочисленные предсказания, избавления от телесных недугов. Его проповеди заставили многих грешников (блудница из Сиракуз, неблагочестивый монах Захария) изменить образ жизни, чудеса происходили и от его мощей.

Его учениками были преподобные Иосиф Песнописец и Иоанн Солунский. Согласно исследователю Жития прп. Иосифа Е. Томадакису, Иосиф в сер. 830-х годов прибыл в Фессалонику, где стал учеником Григория Декаполита, позже вместе с ним отправился в Константинополь. В это время в столице (837-839) усилились позиции иконоборцев, и прп. Григорий отправил Иосифа в Рим за помощью к папе. Но миссия Иосифа не удалась: он был схвачен пиратами, отправлен на Крит и сумел освободиться и вернуться в Константинополь только после смерти учителя. Впоследствии близ стен Константинополя он основал монастырь, где в церкви свт. Николая Чудотворца поместил мощи прп. Григория Декаполита вместе с мощами др. его ученика, прп. Иоанна Солунского.

Около 1490 года богатый и могущественный валашский вельможа Барбу Крайовеску выкупил нетленные мощи преподобного Григория у турок, чтобы положить их в Быстрицком монастыре в Румынии, основанном членами его семьи (по др. сведениям, мощи стали даром господаря Константина Шербана). От святыни произошло немало чудес для жителей тех краёв и многочисленных паломников [1]. Рука прп. Григория, привезенная в дар царю Феодору Иоанновичу, хранилась в Благовещенском соборе московского Кремля [2]. Частица мощей находится в Кийском кресте патриарха Никона (с 1991 хранится в храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках).

Источники

Главным источником сведений о жизни Григория Декаполита является его Житие сер. IX в. (BHG, N 711), авторство которого большинством ученых приписывается агиографу Игнатию Диакону, составившему также жизнеописание патриархов Константинопольских Никифора I, Тарасия и др. Традиционная точка зрения заключается в том, что патриарх Игнатий, лично знавший прп. Григория, написал Житие вскоре по его смерти, после 842 года. Такого мнения придерживаются издатель Жития Дворник, Манго и И. Шевченко (примеры лексических параллелей между Житием прп. Григория и др. произведениями Игнатия см.: Ševčenko. P. 123. N 71). Сомнения относительно авторства патриарха Игнатия были высказаны Вандой Вольской-Конюс, со многими из ее аргументов согласился А. П. Каждан. В частности, он отмечал более простой синтаксис по сравнению с Житием патриарха Никифора [3], иное место действия (провинция, а не столица, как в др. Житиях Игнатия [4]), большее внимание к чудесам, что совершенно нехарактерно для др. произведений Игнатия, иную методику композиционного построения текста [5].

Кроме того, сохранились краткое Житие Григория Декаполита [6] и переработка Жития Симеоном Метафрастом [7], заметка в Синаксаре Константинопольской Церкви и служба прп. Григорию [8].

О жизни и подвигах прп. Григория известно и из других источников, в частности из Жития прп. Иосифа Песнописца, составленного его учеником Феофаном [9].

Сочинения

В греч. рукописной традиции Григорий Декаполит считается автором т. н. Sermo Historicus (в рус. традиции - "Историческое сказание весьма полезное и во многих отношениях сладостное о видении, которое, увидев однажды, некий сарацин уверовал, сделавшись мучеником ради Господа нашего Иисуса Христа"). Первое издание сказания с переводом на латинский язык было сделано в 1642 г. неким Исидором в Риме. Наиболее доступным в наст. время является воспроизведенное в Patrologia Graeca (PG. 100. Col. 1199-1212) издание А. Галланди [10]. Этот текст с точно таким же разделением на параграфы был опубликован в 1894 г. С. Д. Муретовым; к публикации прилагался русский перевод и вступительная статья [11]. Существует славянский вариант сказания, который не является буквальным переводом греческого текста, опубликованного в PG. Он помещен в Пролог под 26 ноября (день освящения церкви вмч. Георгия Победоносца в Киеве), в большинстве рукописей сказание бытовало без указания автора. Текст из Пролога с разночтениями по 2 академическим рукописям приводится в статье Муретова [12].

В сказании повествуется о знатном сарацине, отправленном дядей по какой-то надобности в город, где находился древний храм вмч. Георгия. Сарацин пожелал расположиться с вещами и прислугой прямо в храме, а также поместить там 20 верблюдов. Чудесным образом при входе в храм все верблюды пали замертво. Сарацин приказал выкинуть их трупы, но остался в храме и присутствовал на богослужении. Когда прихожане причащались, сарацин вместо вина и хлеба вдруг увидел кровь и части тела разрубленного младенца. В негодовании он обратился к священнику, который объяснил ему, что так проявляется великая Божия милость, ведь даже священник не удостаивался такого видения. После наставлений и увещеваний священника сарацин пожелал принять св. Крещение, однако священник отказывался совершить таинство, поскольку боялся мести его дяди. Сарацину пришлось отправиться на гору Синай, где он крестился и углубился в изучение Псалтири. Спустя некоторое время он принял постриг с именем Пахомий. После трех лет пребывания на Синае он решил вернуться в родной город. Придя к дяде, он стал убеждать его принять христианство, но дядя, несмотря на радостную встречу, пытался заставить его отречься от христианской веры, обещая безбедную жизнь во дворце и предлагая вместо рубища золоченые одежды, но, видя твердость племянника, решил отпустить его. Однако другие сарацины не позволили Пахомию уйти: они схватили его и подвергли страшным мучениям, заставляя отречься от веры во Христа. Пахомий стойко перенес все истязания, до последнего момента поучая мучителей. В ночь его смерти жители города наблюдали знамение - над местом, где лежало тело мученика, с небес сошла звезда, и многие видевшие это уверовали.

Публикации

  • Sermo Historicus // ActaSS. Apr. Vol. 2. P. 583;
  • Bibliotheca veterum Patrum / Cura di A. Gallandi. Venetiis, 1779. T. 13; PG. 100. Col. 1199-1212;
  • Муретов С. Д. Сказание св. Григория Декаполита о чудесном видении одного сарацина, его обращении в христианство, подвижнической жизни и мученической кончине // ЧОЛДП. 1894. Март, Апр., Май, Июнь. С. 1-28 (отд. паг.) [с рус. пер. и вступ. ст.].

Молитвословия

Тропарь, глас 3

О́браз бы́л еси́ воздержа́ния,/ Боже́ственным Ду́хом вся́ просвети́в:/ правове́рия тече́ние соверши́л еси́,/ уче́нием ми́р просвети́л еси́/ и злове́рных обличи́л еси́ смы́слы,/ о́тче преподо́бне Григо́рие,/ Христа́ Бо́га моли// дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 3

Све́тлое тя́ со́лнце Це́рковь познава́ет,/ доброде́телей красота́ми и исцеле́ний луча́ми/ все́х просвеща́я, Христо́в уго́дниче:/ те́мже пра́зднуем честну́ю па́мять твою́/ и почита́ем по́двиги твоя́,// всеблаже́нне о́тче прему́дре Григо́рие.

Литература

  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 477;
  • Mercati S. Per il testo della Vita dii S. Gregorio Decapolita // Studi Bizantini e Neoellenici. 1932. Vol. 3. P. 295-297; idem // Collectanea byzantina. Bari, 1970. Vol. 1. P. 454-456r;
  • Wolska-Conus W. De quibusdam Ignatiis // TM. 1970. Vol. 4. P. 329-360;
  • Ševčenko I. Hagiography of the Iconoclast Period // Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 113-131;
  • Νικολόπουλος Π. Γ. Γρηγόριος ὁ Δεκαπολίτης // ΘΗΕ. T. 4. Σ. 701-702;
  • Mango C. On Re-Reading the Life of St. Gregory the Decapolite // Βυζαντινά. 1985. Τ. 13/1. Σ. 633-646;
  • Longton J. Grégoire le Décapolite // DHGE. Vol. 21. P. 1498;
  • Efthymiadis S. On the Hagiographical Work of Ignatios The Deacon // JÖB. 1991. Vol. 41. S. 73-83; ODB. Vol. 2. P. 880;
  • Janin R. Gregorio il Decapolita // BiblSS. Vol. 7. P. 176;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 101;
  • Каждан A. П. История византийской литературы (650-850). CПб., 2002. С. 440-470;

Использованные материалы



[1]  "Память преподобного Григория Декаполита" // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. II. - С. 259

[2]  Христ. реликвии в московском Кремле. М., 2000. С. 114

[3]  Каждан. С. 458

[4]  Wolska-Conus. P. 440-442

[5]  Каждан. C. 459-461

[6]  описание рукописей в российских б-ках см.: Муретов. С. 2-3

[7]  опубл. мон. Агапием Ландом в Νέος Παράδεισος; пер. на рус. язык см.: Избранные жития святых. С. 232-246

[8]  ркп. в Иерусалимской б-ке, описание см. у Пападопуло-Керамевса: ᾿Ανάλεκτα. Τ. 1. Σ. 257-258

[9]  BHG, N 944

[10]  Bibliotheca veterum Patrum. T. 13. P. 13

[11]  Муретов. С. 5-20

[12]  Муретов. С. 21-25

Редакция текста от: 04.11.2016 15:58:29

"ГРИГОРИЙ ДЕКАПОЛИТ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google