БРЮЛЛОВ КАРЛ ПАВЛОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

К.П. Брюллов. Автопортрет. 1848 г. (ГТГ)
К.П. Брюллов. Автопортрет. 1848 г. (ГТГ)
Карл Павлович Брюллов (1799 - 1852), русский живописец, соединивший в своем творчестве профессионализм академической школы живописи с жизненной достоверностью.

Родился 12 декабря 1799 в Санкт-Петербурге. Потомок выходцев из Франции. Первые уроки получил у своего отца, живописца Павла Ивановича Брюлло.

Протестант (до 1822 года - масон).

В 1809 - 1821 годах учился в Императорской Академии Художеств у А.И. Иванова, А.Е. Егорова и В.К. Шебуева. В 1821 году за дипломную работу "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" (ГРМ) получил большую золотую медаль и диплом 1-й степени.

В 1822 - 1835 годах - пенсионер Общества поощрения художников в Италии. Живя в Риме, писал картины на мифологические и литературные сюжеты и бытовые сцены из итальянской жизни.

В 1836 - 1849 годах преподавал в Императорской Академии Художеств, с 1846 года - профессор 1-й степени.

Из учеников Брюллова получили известность: жанрист П.А. Федотов, Ф.А. Моллер, Я.Ф. Капков и Т.Г. Шевченко; способствовал освобождению последнего от крепостной зависимости.

С 1849 года жил на острове Мадейра, с весны 1850 года - в Италии.

Скончался 11 июня 1852 года в местечке Манциана, близ Рима.

Творчество

Жанровая, историческая, портретная живопись

К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. (ГРМ)
К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. (ГРМ)
Картина "Итальянское утро", написанная Брюлловым в 1823 году, послужила началом его жанровых композиций. В картине "Итальянский полдень" (1827, ГТГ; Кат. ГРМ. СПб., 2002. Т. 2. С. 85) художник в несложном бытовом сюжете сумел воплотить свои взгляды на задачи искусства. Содержание прекрасного он видит в полноте жизненных, ощущений, в непосредственности человеческих эмоций, в радостном приятии мира. Брюллов отважился нарушить границы старых эстетических законов и стал искать изящное в простом и повседневном. [1]

Для исторических картин Брюллова характерен поиск "большой темы", которую он видел в подлинных исторических событиях.

Полотно "Последний день Помпеи" (1833, ГРМ), принесшее мастеру европейскую известность, написано по заказу А. Н. Демидова. Источниками для воплощения сюжета стали изучение руин Помпей, свидетельства современников события (Плиния Младшего, Тацита), исследования археологов. Брюллов соединил классицистический принцип построения композиции, цветового решения, трактовки формы (фигуры людей напоминают статуи) с романтической эмоциональностью.

К.П. Брюллов. Всадница. 1832 г. (ГТГ)
К.П. Брюллов. Всадница. 1832 г. (ГТГ)
Н.В. Гоголь написал о "Последнем дне Помпеи" обширную статью, в которой признавал эту картину "полным, всемирным созданием", где все "так мощно, так смело, так гармонически сведено в одно, как только могло это возникнуть в голове гения всеобщего" [2].

Незаконченной осталась начатая в 1839 году монументальная картина на сюжет из русской истории "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году" (ГТГ).

Портретное наследие Брюллова можно разделить на две группы - парадные и камерные.

В отличие от парадного портрета XVIII века Брюллов создавал портреты-картины, на которых запечатлен эмоционально-восторженный момент в жизни человека, внутренний мир модели в таких работах не раскрывается. В картине "Всадница" (1832, ГТГ) изображение Джованины и Амацилии Пачини передает гармоничные и эмоционально утонченные образы воспитанниц графини Ю. П. Самойловой.

Идеально возвышен образ Самойловой в работе "Ю. П. Самойлова с воспитанницей и арапчонком" (1832, Музей искусства Сан-Диего. Калифорния). Легкость и грация присущи "Портрету великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией" (1830, ГРМ).

В творчестве Брюллова есть и романтические по образному решению картины, например, "Портрет Н. В. Кукольника" (1836, ГТГ).

В 30-х гг. XIX в. Брюллов написал цикл портретов деятелей культуры: скульптора И.П. Витали (1837, ГТГ), баснописца И.А. Крылова (1839, ГТГ), певицы П. Виардо (1844, ГРМ), в которых он стремился раскрыть внутренний мир, психологию человека. Среди лучших произведений этого жанра выделяются "Автопортрет" (1848) и портрет итальянского археолога М. Ланчи (1851, оба в ГТГ).

Религиозная живопись

К.П. Брюллов. Взятие Божией Матери на небо. Не позднее 1842 г. (ГРМ)
К.П. Брюллов. Взятие Божией Матери на небо. Не позднее 1842 г. (ГРМ)
В религиозной живописи Брюллов стремился внести черты реальных переживаний. Таково "Распятие", написанное для лютеранской церкви св. Петра в Санкт-Петербурге (1838, ГРМ, эскиз в ГТГ).

В Троицком соборе Троице-Сергиевой пустыни на горнем месте до 1917 года стоял образ Пресвятой Троицы, написанный академиком в 1840 году.

Для Преображенской церкви на Аптекарском острове Брюлловым были написаны "на золотом фоне" иконы для трехъярусного иконостаса - "Спаситель" и "Божия Матерь с предвечным Младенцем", он же - автор фигур евангелистов в парусах храма.

В 1843 - 1847 годах Брюллов выполнял живописные работы для Исаакиевского собора (завершил художник П.В. Басин). Большинство эскизов, картонов для стенной живописи и плафона хранятся в Государственном Русском Музее и Третьяковской Галерее.

Для Казанского собора он написал "Взятие Божией Матери на небо" (не позднее 1842, ГРМ).

Славянофил Ф.В. Чижов замечал:

"В самом деле, неужели кто-нибудь может принять за образ картину Брюллова - Вознесения Божией Матери, празднуемого нашею Православною Церковию под именем и значением Успения Божией Матери... Пред образом мы молимся лику Владычицы... пред Вознесением Брюллова, простите, но согласитесь, что истинно думаем о полной, прекрасной женщине и ... тем, что должно бы призывать к молитве, уничтожаем святую молитву" [3].

Богослов и иконописец Л.А. Успенский оценивал опыты Брюллова в иконописи как произведения "художника-римокатолика" [4].

К.П. Брюллов. Распятие. 1838 г. (ГРМ)
К.П. Брюллов. Распятие. 1838 г. (ГРМ)
Нелицеприятной была оценка подобного исполнения иконописных сюжетов и свт. Игнатием (Брянчаниновым) :

"Воспитанники русской Академии художеств получили образование по образцам западным и наполнили храмы иконами, вполне недостойными имени икон. Если б эти иконы, пред которыми опускаются долу взоры целомудренные, не стояли в храме, то никто и не подумал бы, что им приписывается достоинство икон. Светский человек, насмотревшийся на всё и имеющий обширную опытность, не может себе представить того действия, которое такие изображения оказывают на девственную природу" [5].

Святитель писал художнику в 1848 году:

"Давно видел я, что душа ваша в земном хаосе искала красоты. Ваши картины - это выражения сильно жаждущей души. Картина, которая бы решительно удовлетворила вас, должна бы быть картиной из вечности. <...> Всякая красота, и видимая и невидимая, должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления; она (красота) помогает удовлетворить человека, водимого истинным вдохновением. Ему надо, чтобы красота отзывалась жизнию, вечной жизнию. Когда ж из красоты дышит смерть, он отвращает от такой красоты свои взоры".

Литература

  • Лясковская О., К. Брюллов. М.; Л., 1940
  • Петров В.Н., К. Брюллов. М., 1940
  • К. П. Брюллов в письмах, док-тах и восп. современников / Сост. Н. Г. Машковцев. М., 1952
  • Ацаркина Э., К.П. Брюллов. М., 1963
  • Корнилова А.В., К. Брюллов в Петербурге. Л., 1976
  • Леонтьева Г.К., К. Брюллов. Л., 1983
  • Алленова О., Карл Брюллов: Альбом / О. Алленова, М. Алленов. М., 2000.

Использованные материалы

  • Топурия Н. А., "Брюллов Карл Павлович", Православная энциклопедия, Т. 6, С. 282:
  • Игнатий Брянчанинов, свт. Полное собрание писем: в 3 т. Т.3: Переписка с мирянами / Сост. О.И. Шафранова. - М.: Паломник, 2011, с. 593-596 (Письмо свт. Игнатия к К.П. Брюллову и комментарий к нему И.А. Виноградова)



[1]  Ацаркина Э., К.П. Брюллов. М., 1963: http://lib.vkarp.com/2012/03/16/э-ацаркина-брюллов/

[2]  Гоголь Н.В. Последний день Помпеи // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.]. Т.8. Статьи. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1952, с. 109, 110: http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-107-.htm

[3]  <Чижов Ф.В.>, О иконопочитании. (С одобрения духовной цензуры) // Москвитянин. 1846. Т.7. С. 117-119. Цит. по: Игнатий Брянчанинов, свт. Полное собрание писем: в 3 т. Т.3: Переписка с мирянами / Сост. О.И. Шафранова. - М.: Паломник, 2011, с. 595-596 (комментарий И.А. Виноградова к письму свт. Игнатия к К.П. Брюллову).

[4]  Успенский Л.А., Богословие иконы Православной Церкви. Изд. 2-е. - М.: ДАРЪ, 2008, с. 315.

[5]  Игнатий (Брянчанинов), свт. Понятие о ереси и расколе: http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=496

Редакция текста от: 10.06.2013 14:08:12

"БРЮЛЛОВ КАРЛ ПАВЛОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google