ВАЧАГАН III БЛАГОЧЕСТИВЫЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Царь Вачаган III Благочестивый. Современное изображение.
Царь Вачаган III Благочестивый. Современное изображение.
Вачаган III Благочестивый (+ после 510), последний царь Кавказской Албании (487-510).

Последний представитель династии младших Аршакидов, племянник Ваче II.

Постоянные вторжения тюркоязычных племен через Каспийский проход (Чол), а также антисасанидские восстания на протяжении 450-80-х годов вынудили Сасанидов восстановить Албанское царство.

Правление Вачагана Благочестивого было эпохой политического и культурно-религиозного возрождения Кавказской Албании. С целью достижения религиозного единства в стране и превращения христианства во всеобщую государственную религию Вачаган преследовал и искоренял зороастризм и традиционные местные языческие культы, восстанавливал разрушенные и строил новые церкви и монастырири, восстанавливал церковную иерархию, создавал христианские школы.

Стремясь закрепить независимость Албании и учитывая большую политическую роль самостоятельной Алванской Церкви, которая противостояла бы чуждым религиозно-политическим влияниям и ассимиляторской политике иноземных сил, Вачаган считал необходимым упрочить пошатнувшиеся за время персидского владычества устои Церкви, экономически укрепить ее. С этой целью он созвал в 488 году Агуэнский (Алуэнский) Собор, который должен был утвердить самостоятельность Албанской Церкви. Принятые Собором 23 канонических правила были призваны усилить авторитет царской власти, обуздать своевольных феодалов, уравнять клир со светской знатью, урегулировать отношения податного сословия со светской знатью и духовенством. С помощью Агуэнских канонов царь Вачаган стремился добиться религиозного единения всех сословий.

В период правления Вачагана Албания представляла собой феодальное централизованное государство. Царь был законодателем, верховным судьей страны, возглавлял законодательный и совещательный органы светской и духовной власти, был главнокомандующим военными силами. Позиции Церкви и духовенства были в этот период слабы экономически и политически. На албанских церковных Соборах канонические правила разрабатывались в присутствии царя «светской знатью и духовенством» и получали юридическую силу после утверждения их печатями светской знати и царя. Власть патриарха-католикоса Алванской Церкви была номинальной. Албанский царь сам назначал епископов, созывал Соборы, занимался разысканием христианских реликвий. Такое положение объясняется как слабостью идеологических позиций Алванской Церкви, так и наличием в стране сильной центральной власти. В этом одна из отличительных черт Алванской Церкви от Армянской в IV-V веках.

После отречения Вачагана III от власти в 510 году царская власть в Кавказской Албании была упразднена и страна в течение 30 лет управлялась персидскими наместниками-марзапанами.

Литература

  • Моисей Каганкатваци. История Агван. I 15-17, 26 / Пер. К. Патканов. СПб., 18972;
  • Армянская книга канонов («Канонагирк») / Изд. вардапет А. Хлтчян. Тифлис, 1914 (на древнеарм. яз.)
  • Киракос Гандзакеци. История / Пер. с древнеарм. Т. Тер-Григорьяна. Баку, 1946. С. 99-104.
  • Мамедова Ф. Дж. «История албан» Моисея Каланкатуйского, как источник по общественному строю раннесредневековой Албании. Баку, 1977. С. 159-160, 178-179
  • Мамедова Ф. Дж. Албанский католикосат и албанские Аршакиды // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985. С. 136-138.
  • Моисей Каганкатваци. История Агван. I 15-17, 26 / Перевод К. Патканов. СПб., 1872
  • Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М.; Л. 1959. С. 16, 20, 185

Использованные материалы

Редакция текста от: 26.06.2012 10:05:28

"ВАЧАГАН III БЛАГОЧЕСТИВЫЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google