ВЕЗЕЛЬ ИОГАНН

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Везель (Wesel) Иоганн (+1481), собственно Иоганн Рухерат (Rucherath), родом из Обервезеля, один из предшественников Лютера, насколько можно судить по протоколам майнцского инквизиционного трибунала, его обвинившего, и по тем немногим произведениям, которые удалось с достоверностью ему приписать.

Нам не известны ни год его рождения, ни условия, в которых он вырос. Около 1440 он поступил в Эрфуртский университет, бывший уже тогда одним из наиболее прогрессивных в Германии. Там он приобрел ряд ученых степеней и в 1456 был избран ректором. Фактически главой университета он был лишь короткое время – всего год, духовным же главой остался надолго.

Лютер говорит, что еще в его время «университетским преподаванием правили книги Везеля». Возможно, что ему сходили с рук уже тогда смелые догматические рассуждения и едкая критика современного ему духовенства.

В 1450, по случаю юбилейного отпущения грехов, он выступил с очень решительной критикой системы индульгенций, заходившей в осуждении практики римской курии дальше, чем это сделал впоследствии Лютер. Работа эта, однако, осталась совершенно неизвестной широкой публике того времени.

Когда один из учеников Везеля, Дитрих фон Изенбург, стал архиепископом Майнцским и призвал Везеля в Майнц, последний получил возможность в качестве проповедника так же безнаказанно излагать свои идеи перед массой, как он доселе излагал их перед университетской аудиторией. Однако борьба между Дитрихом и Адольфом Нассауским из-за архиепископства заставила Везеля искать приюта в Вормсе, у сторонника Дитриха – епископа Рейнгарда фон Зикингена. Последний, занятый заботами о материальном благополучии своей епархии, сначала не обращал внимания на мятежный дух своего гостя. Лишь жалобы местного клира, против которого Везель выступал в проповедях, и подтвердившиеся слухи о сношениях Везеля с гуситами заставили епископа начать против Везеля следствие.

Дело было перенесено в Майнц. Дитрих фон Изенбург, восстановленный благодаря поддержке Рима, поостерегся защищать своего прежнего учителя. Из Кёльна был вызван главный инквизитор Германии Герхард фон Эльтен, а также доминиканец Яков Шпренгер (впоследствии автор пресловутого «Malleus maleficanun» -«Молота ведьм»), и Везель вынудили отречься от ряда противоцерковных учений. Его произведения торжественно были сожжены, а он сам заточен в августинский монастырь. И без того слабый здоровьем, теперь разбитый невзгодами и преследованием, Везель через два года после осуждения его (1479) скончался.

Критика системы индульгенций, а также того фундамента, на котором она покоилась,– учения о власти пап и о священстве,– наряду с провозглашением принципа, что не церковная традиция, не толкования церкви, а только один текст Священного Писания должен быть положен в основу учения церкви и ее организации,– все это заставляет причислить Везеля к наиболее значительным предшественникам Лютера, на которого он мог оказать и непосредственное воздействие: сам Лютер говорит, что он в Эрфурте получил степень магистра по книгам Везеля.

Отречение Везеля особой тени на его характер не набрасывает: он был тогда уже стар и болен. Характерно, что ни публичность процесса, ни имена подсудимого и судей, ни важность затронутых на суде религиозных вопросов нигде в Германии не вызвали особого интереса: лишь около полустолетия спустя масса в Германии приобрела достаточно чуткости, чтобы оказать поддержку борцам за свободу совести.

Использованные материалы

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

Редакция текста от: 04.01.2007 22:27:24

"ВЕЗЕЛЬ ИОГАНН" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google