Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАНН ОКСИТ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоанн V (IV) Окси́т (греч. ᾿Ιωάννης ὁ ᾿Οξείτης; + после 1112), патриарх Антиохийский (1088/89 - 1100)

Родился в Константинополе. До избрания на патриарший престол был монахом, вероятно в монастыре Оксия на одном из Принцевых островов в Мраморном море. Предшественники Иоанна на Антиохийской кафедре с 1070-х годов жили в Константинополе. В декабре 1084 года Антиохию захватили турки-сельджуки, кафедральный собор ап. Петра был обращен в мечеть, однако местное христианское население не подвергалось серьезным преследованиям. Тюркский эмир Яги-Сиян, ставший около 1087 года правителем Антиохии, разрешил патриарху вернуться в город.

Большинство исследователей считают, что поставление Иоанна Оксита в патриархи состоялось в Константинополе между 1088 и 1089 годами, а на Восток он отправился после 1091 года. Этому, однако, противоречит тот факт, что 1088-1089 годами датируется полемический трактат маронитского митр. Тумы аль-Кафртаби, написанный в ответ на сочинение Иоанна Оксита о двух волях во Христе. Впрочем, В. Грюмель предполагал, что дата написания трактата митр. Тумы неверно указана переписчиком, и это сочинение может относиться к 1090-м годам [1].

В сентябре 1089 года Иоанн Оксит принимал участие в Константинопольском Соборе, где в присутствии византийского имп. Алексея I Комнина рассматривался вопрос об условиях воссоединения православных Церквей с Римско-католической Церковью [2].

Иоанн Оксит оставался в Константинополе по крайней мере до весны 1091 года. В это время он написал два трактата, адресованные Алексею Комнину, где критиковал императора за проведенную в 1080-х годах конфискацию церковных имуществ, возлагал на него ответственность за внутри- и внешнеполитические проблемы Византии. Иоанн Оксит осуждал также византийскую аристократию и чиновничество, обвинял их в угнетении неимущих слоев населения [3].

По всей видимости, следствием Собора стало посольство патриарха Иоанна Оксита в Италию в 1091 году. В своем "Слове об опресноках" он упоминает о некоем посольстве (или "заступничестве" - πρεσβεία), предпринятом им "ради единства Церквей" при деятельном содействии императора, патриарха (очевидно, Константинопольского) и Адрианопольского митрополита. С учетом возможности дальнейшего обсуждения вопроса об опресноках патриарх Иоанн и написал сочинение на эту тему, считая прочие отличия "италийцев" устранимыми одними указаниями на имеющиеся церковные каноны или просто несущественными [4].

Около 1092 года Иоанн Оксит переехал в Антиохию, возможно из-за разногласий с официальным властями в Константинополе.

С приближением к Сирии армии участников I крестового похода осенью 1097 года эмир Яги-Сиян арестовал Иоанна Оксита, часть видных представителей христианской общины выслал из Антиохии, жители окрестных селений также подверглись репрессиям. Когда крестоносцы появились в Северной Сирии, армяне из городков, примыкавших к Антиохии, восстали и убили размещенных в тюркских гарнизонах солдат. Во время осады Антиохии крестоносцами (октябрь 1097 - июнь 1098) Иоанн Оксит оставался в заключении. По свидетельствам латинских, мусульмане поместили патриарха Иоанна в клетку и выставляли ее на городской стене. 3 июня 1098 года Антиохия была захвачена крестоносцами, мусульманское население было перебито.

Первоначально крестоносцы отнеслись к Иоанну Окситу с почтением. Папский легат Адемар де Монтейль, епископ г. Ле-Пюи, утвердил его в сане патриарха, главы как православного, так и латинского духовенства Антиохии. Однако вскоре отношения легата и патриарха изменились. Такой вывод сделал С. Рансимен из текста послания Адемара папе Урбану II, написанного в 1098 году от лица Иерусалимского патриарха Симеона как предстоятеля всех христиан Ближнего Востока без упоминания об Антиохийском патриархе и его правах. Адемар был единственным из предводителей крестового похода, кто пытался вести диалог с православными. После его смерти 1 августа 1098 года нетерпимость крестоносцев по отношению к восточным христианам усилилась. 11 сентября вожди армии крестоносцев направили папе письмо с предложением прибыть на Восток и принять Антиохийский престол как вторую наряду с Римом кафедру ап. Петра. Это приглашение при всей своей нереалистичности имеет значение только как демонстрация пренебрежения крестоносцев к православному Антиохийскому патриарху. В октябре 1098 года крестоносцы захватили мусульманской г. Эль-Бара близ Апамеи и поставили туда латинского епископа. Хотя в городе до того не было православной иерархии, этот акт стал первым шагом к созданию на Ближнем Востоке параллельных латинских церковных структур.

По соглашению между вождями крестового похода власть над Антиохией принял кн. Боэмунд Тарентский. Среди крестоносцев он был наиболее враждебно настроен к Византии и к православному Антиохийскому патриарху, которого считал агентом влияния Константинополя. Уже в августе 1099 года Боэмунд предпринял неудачную попытку отнять у византийцев Лаодикию (ныне Латакия, Сирия), за год до того занятую силами византийского наместника Кипра. Боэмунд благодаря тесным связям с новым папским легатом Даибертом, который в конце 1099 года стал латинским патриархом Иерусалима, мог полностью игнорировать Иоанна Оксита. Даиберт, нарушив права патриарха Иоанна, поставил в Иерусалиме латинских епископов в антиохийские епархии Тарс, Арта, Мамистра и Эдесса. Крестоносцы подозревали Иоанна Оксита в подготовке заговора с целью сдачи Антиохии византийцам. В результате давления с их стороны патриарх Иоанн был вынужден покинуть город и вернуться в Константинополь (август-сентябрь 1100). На его место Боэмунд поставил лат. еп. Арты Бернарда Валенсийского.

Западные хронисты утверждали, что Иоанн Оксит, покидая Антиохию, добровольно сложил с себя сан, однако в действительности он отрекся от престола только в Константинополе, с тем чтобы последовавшие за ним в изгнание православные епископы избрали ему преемника из своей среды. Отречению предшествовал конфликт с монахами константинопольского монасты Богородицы Одигон, где находилось подворье Антиохийских патриархов. По мнению исследователей, в это время Иоанн Оксит написал сочинение "О бегстве", в котором он осудил порядки монастырской общины подворья [5]. Сохранился акт об отречении Иоанна Оксита, составленный его учеником Мелетием и датированный октябрем 1100 года [6].

Иоанн Оксит избрал местом дальнейшего проживания небольшой монастырь Оксия. Известно о его споре в 1108 года с монахами Оксии о порядке управления обителью; этот конфликт разбирался в Константинополе патриархом Николаем III Грамматиком [7].

Последнее по времени упоминание об Иоанне Оксите относится к 1112 году, когда он составил антилатинский трактат об опресноках, имевший важное значение для дискуссии византийских богословов об обрядовых расхождениях с Римско-католической Церковью.

Сочинения

Предположительно самой ранней работой Иоанна Оксита (между 1085 и 1092) был трактат "О монашеской дисциплине и о том, что монастыри не должны передаваться мирянам" [8]. Основная тема трактата - харистикариат, традиция, согласно которой византийские аристократы могли владеть монастырями, основанными или купленными ими, или переданными им во владение, как своей феодальной собственностью. Иоанн Оксит считал, что подобные явления, широко распространенные в то время в Византии, ведут к деградации института монашества. Известны также письмо Иоанна Оксита Константинопольскому Собору 1089 года о канонических вопросах взаимоотношений с католиками [9], два его послания имп. Алексею Комнину, трактаты о Евхаристии [10], о постах (ок. 1090-х годов [11]), об опресноках [12], флорилегий по вопросам аскетики [13], акт об отречении от престола. Текст полемического трактата против монофелитов не сохранился и известен только ответ на него митр. Тумы аль-Кафртаби.

Публикации:

  • De disciplina monastica et de monаsteriis laicis non tradendis // PG. 132. Col. 1117-1149;
  • Leib B. Deux inédits byzantins sur les azymes au début du XIIe siècle // OrChr. 1924. T. 2. P. 209-211, 240-263;
  • Gautier P. Jean V l'Oxite, patriarche d'Antioche: Notice biogr. // RÉB. 1964. T. 22. P. 128-157;
  • idem. Diatribes de Jean l'Oxite contre Alexis Ier Comnène // Ibid. 1970. T. 28. P. 5-55;
  • idem. Requisitoire du patriarche Jean d'Antioche contre le charisticariat // Ibid. 1975. T. 33. P. 77-131.

Литература

  • Albert d'Aix. Historia Hierosolymitana. V 1 // RHC, Occ. 1879. T. 4. P. 433;
  • Guillaume de Tyr. Historia. VI 23 // Ibid. 1844. T. 1. P. 274-277 (Ibid // PL. 201. Col. 376d).
  • Chalandon F. Essai sur le règne d'Alexis Ier Comnène (1081-1118). P., 1900. P. 282-286;
  • Grumel V. Les patriarches grecs d'Antioche du nom de Jean (XIe et XIIe siècles) // EO. 1933. Vol. 32. P. 286-298;
  • idem. Nicon de la Montagne Noire et Jean IV (V) l'Oxite: Remarques chronologiques // RÉB. 1963. T. 21. P. 270-274;
  • Χρυσόστομος (Παπαδόπουλος), ἀρχιεπ. ῾Ο Πατριάρχης ᾿Αντιοχείας ᾿Ιωάννης ᾿Οξείτης (1089-1100) // ΕΕΒΣ. 1936. Τ. 12. Σ. 361-388;
  • Darrouzès J. Notes d'épistolographie et d'histoire des textes: Le florilège de Jean l'Oxite // RÉB. 1954. T. 12. P. 180-181;
  • Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 98-100; ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 10-12;
  • DTC. Vol. 3. Col. 863-864; Vol. 7. Col. 751-752; Vol. 12. Col. 1133;
  • DSAMDH. Vol. 5. Col. 504-510; Vol. 8. Col. 641-645;
  • Lemerle P. Un aspect du rôle des monastères à Byzance // CRAI. 1967. Vol. 1. P. 9-28;
  • Ahrweiler H. Le charisticariat et autres formes d'attribution de couvents aux Xe-XIe siècles // Eadem. Études sur les structures administratives et sociales de Byzance. L., 1971. [Article] 7. P. 1-27 (var. pag.);
  • Runciman S. A History of the Crusades. Camb., 1971. T. 1. P. 213-215, 257, 305-306, 320-321;
  • он же (Рансимен С.) Восточная схизма: Визант. теократия. М., 1998. C. 68-72;
  • RegPatr, N 950, 953, 986;
  • Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni (1081-1261). Camb., 1995. P. 65-69, 277-279;
  • Todt K.-P. Region und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit und im Zeitalter des Kreuzzüge (969-1204): Diss. Wiesbaden, 1998. Tl. 2. S. 702-721.

Использованные материалы



[1]  Grumel. 1933. P. 293-294

[2]  RegImp, N 153i; RegPatr, N 950

[3]  Gautier. 1970

[4]  "Константинопольские Соборы" // Православная энциклопедия, т. 37, с. 299-343 - http://www.pravenc.ru/text/2057126.html#part_45

[5]  Gautier. 1964. P. 146-157

[6]  Gautier. 1964. P. 136-141

[7]  RegPatr, N 986

[8]  PG. 132. Col. 1117-1149; Gautier. 1975

[9]  Gautier. 1964. P. 140-145

[10]  не издан; Grumel. 1933. P. 286-287

[11]  Pitra. Analecta Sacra. Vol. 4. P. 481-487

[12]  Leib. 1924

[13]  не издан; Darrouzès. 1954

Редакция текста от: 26.01.2020 16:23:42

"ИОАНН ОКСИТ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google