КАРИХ НАТАЛЬЯ СЕМЕНОВНА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Наталия Семёновна Карих (1885 - 1942), староста храма Архангела Михаила в селе Романове, мученица

Память в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских

Родилась 18 августа 1885 года в селе Романове Лебедянского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье Семёна Ивановича и Анастасии Григорьевны Десятых.

9 ноября 1903 года венчалась с Сергеем Алипиевичем Филоновым. 24 марта 1904 года муж умер от чахотки, и Наталия вернулась в родительский дом.

8 ноября 1904 года повторно вышла замуж за Андрея Феофилактовича Устинова. В этом браке пятеро детей: Вера, Пелагея, Марина, Андрей, Николай.

Приблизительно в 1920-х Наталия Семеновна вновь овдовела.

В селе Романове жил вдовец Михаил Евдокимович Карих, у которого от первого брака осталось пятеро детей: Мария, Василий, Григорий, Александр, Пелагея. Михаил Евдокимович и Наталия Семеновна жили недалеко друг от друга, знали друг друга с детства. Наталия Семеновна перешла жить в дом Карих, оставив свой дом для подросших детей. В третий раз вышла замуж. От брака с Михаилом Евдокимовичем у Наталии родилось двое детей: Иван (1925 г.р) и Петр (1927г.р).

В 1933 году стала церковной старостой Михаило-Архангельского храма. В сентябре 1937 года был арестован служивший в их храме священник, и Наталья Семеновна начала искать другого священника, чтобы люди не остались без службы, а верующие собрали подписи под прошением, чтобы власти не закрывали храм.

Между тем стали распространяться сведения, что власти все же собираются закрыть храм. Поскольку власти иногда проводили решения о закрытии храмов через собрания, то каждое собрание в селе стало ожидаться верующими с большим беспокойством. Очередное собрание, приуроченное к проведению выборов в Верховный Совет, было назначено на 6 декабря 1937 года. На собрании Наталья Семеновна обратилась с просьбой к крестьянам, чтобы они заступились за церковь и помогли найти священника. В тот же день в соответствии с приказом НКВД за № 00447 было начато дело против церковной старосты и членов церковной двадцатки.

Следователь допросил заведующего избой-читальней, который показал:

«На собрании, где обсуждался вопрос “Права и обязанности граждан СССР” по сталинской конституции, ктитор романовской церкви заявила: “Нам нечего об этом говорить, каждый день вы говорите о выборах, давайте поговорим о церкви, мы, – указала она на присутствующих, – молящиеся, и пришли сюда затем, чтобы разрешить вопрос о церкви, нам нужен священник”. В результате на половине доклада присутствующие члены двадцатки стали выкрикивать: “Дайте нам священника”. И на некоторое время чтение доклада пришлось прервать. По окончании доклада Карих стала опять говорить о церкви, ей разъяснили, что этот вопрос на повестке дня не стоит. Она тогда попросила слова – сказать по существу вопроса.Ей разрешили. В своем выступлении она высказала резкую клевету на советскую власть, заявив: “Вы говорите, что сейчас жить стало хорошо. Ничего подобного. Советская власть обманывает народ, она забрала все у него, ведь раньше, в старое время, жить было лучше, люди имели свою скотину, сами себе были хозяева. Я раньше сама ткала на себя и обшивала семью, у всех были чистые рубашки, а сейчас нет их, дождались, что керосина и того нет. Вот до чего довела советская власть, а вы все нас обманываете”. При этом она говорила, что нужно ходить в церковь и молиться Богу, заявив: «Как только пройдут выборы в Верховный Совет, мы обязательно привезем себе священника и будем ходить в церковь и молиться Богу». Карих на протяжении всего времени, с тех пор как арестовали попа романовской церкви за антисоветскую деятельность, ходит среди верующих и ведет агитацию, чтобы народ требовал священника. После выступления Карих верующие стали выкрикивать: “Если советская власть хороша, а вы ее начальники, так дайте нам священника, мы будем ходить в церковь и молиться Богу».

Свидетельница, допрошенная на следующий день, показала:

«Карих выступила с явно антисоветской речью, заявив: “Советская власть и вы, – указала она на представителей из района, – обманываете народ, мы раньше жили, ходили в тканых рубашках, но зато они были чистые, а теперь нет никаких, несчастного керосина и того нет, одно утешение для народа – церковь, и ту хотите закрыть, но вам это не удастся. Смотрите, – указала она на присутствующих, – они никогда не согласятся закрыть церковь”».

Другая свидетельница показала:

«Карих говорила, что люди пришли узнать насчет церкви, давайте рассмотрим этот вопрос, церковь мы не дадим закрывать. Другие женщины кричали на это: “Не давай от церкви ключи”».

10 декабря 1937 года власти арестовали Наталью Семеновну. Проходила по групповому делу "дело монахинь Андреевой, Сапруновой и др., с. Романово Липецкой обл., 1937г."

Из протокола допроса:

– Вы арестованы за антисоветскую деятельность. Признаете себя виновной?
– Виновной себя не признаю.
– Следствие располагает данными, что вы среди отсталой части населения села Романово вели антисоветскую агитацию. Расскажите об этом подробно.
– Ничего я этого не делала.
– Лжете, вы на собрании в клубе 6 декабря сего года демонстративно высказали контрреволюционные измышления о советской власти и ее руководителях, вели монархическую агитацию. Требую дать следствию правдивые показания.
– 6 декабря я была в клубе на собрании, но ничего там антисоветского не делала.
– Лжете, следствием установлено, что вы вместе с другими антисоветскими лицами пришли организованно на данное собрание с целью сорвать его и вели контрреволюционную агитацию. Расскажите об этом подробно.
– На данном собрании вместе со мной были члены церковной двадцатки. В этот день я обошла всех членов церковной двадцатки и предложила им прийти в клуб на собрание, так как мне сказал уполномоченный РИКа, чтобы я собрала двадцатку. Никакой цели у меня в данном случае не было.

После ареста Натальи Семеновны члены сельсовета отправили в НКВД соответствующую характеристику на нее, в которой написали:

«До 1933 года Карих занималась крестьянством. В 1933 году она поступила ктитором в романовскую церковь и в этом же году была обложена твердым заданием, за невыполнение которого была обложена индивидуальным налогом как ктитор – нетрудовой элемент. Со дня поступления ктитором всё время вела антисоветскую работу, вела упорную борьбу против коллективизации, боролась за укрепление религии».

17 декабря 1937 года Наталью Семеновну и некоторых аресто­ванных членов двадцатки перевели в тюрьму в городе Данкове, центральную тогда для этого района. 28 декабря следователь снова допросил исповедницу.

– Обвиняемая Карих, следствие располагает данными о том, что вы в ноябре 1937 года у здания церкви в своем селе проводили среди колхозников контрреволюционную агита­цию монархического и антиколхозного характера, о чем зачи­таны вам были показания свидетелей. Расскажите об этом подробно.
– Этого никогда не было.
– Обвиняемая Карих, вам предъявлено обвинение в соверше­нии преступления... Признаете себя виновной в предъявленном вам обвинении?
– Виновной себя в предъявленном мне обвинении не признаю.

На заседании тройки НКВД был представлен следо­вателем следующий доклад:

«Карих Наталья Семеновна... Обви­няется в порядке приказа НКВД за № 00447. Обвиняемая Карих с группой церковников, бывших монашек, черничек на протяже­нии 1937 года вела активную контрреволюционную агитацию. В декабре 1937 года на собрании женщин демонстративно высту­пила с клеветой на советскую власть и вела контрреволюционную, монархическую агитацию».

30 декабря 1937 года была осуждена Тройкой при УНКВД СССР по Рязанской обл. и приговорена к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывала в Карлаге.

В 1942 году арестована в Карлаге вместе с 11 женщинами-заключенными по обвинению в том, что

"они, отбывая меру наказания по первому приговору в Акмолинском отделении Карлага, будучи враждебно настроенными к советской власти на протяжении всего времени, начиная с июня месяца 1941г., проводили контрреволюционную деятельность, направленную против советского строя, были организаторами в проведении антисоветской агитации, прикрываясь религиозными убеждениями. С 3 июля 1941 года, будучи годными к физическому труду и обеспечены продуктами питания, не выходили на работу по день ареста. Виновными себя не признали, за исключением того, что они религиозные и проводили религиозные обряды"

20 апреля 1942 года Судебной Коллегией по уголовным делам Карагандинского обл. суда в Акмолинском отделении Карлага была осуждена по групповому делу "Дело Евдокии (Андриановой) и 11-ти заключенных. Акмолинск. 1942г." с обвинением в "к/р деятельности, с провождением антисоветской агитации, с прикрыванием религиозными убеждениями" и приговорена к расстрелу. Виновной себя не признала.

Приговор приведён в исполнение. Место погребения неизвестно.

30 мая 1989 года реабилитирован прокуратурой Липецкой области по 1937 году репрессий.

14 апреля 1993 года реабилитирована по закону Республики Казахстан по году 1942 году репрессий.

Литература и документы

  • Архив Центра Правовой Статистики и Информации при Обл. Прокуратуре г.Караганды. Д.152481.
  • Архив УФСБ по Рязанской обл. Д.24046.
  • Список репрессированных в годы Советской власти священно- и церковнослужителей по Липецкой обл. с. 23.
  • Поляков В.В. (ст.науч.сотр.) Списки репрессированных священнослужителей по Липецкой области, которые войдут в книгу ПАМЯТИ// Русь Святая. Липецк, 1995. N 9(97). с. 14.
  • Книга памяти жертв политических репрессий Липецкого края с ноября 1917 года. Т.1. Липецк, 1997. с.118.
  • Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.

Использованные материалы

  • Игумен Дамаскин (Орловский), «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь», Тверь, 2005. с. 507-518:
  • Подвиг мученицы Наталии Карих (1885 – 1942гг.) во времена лихолетья XX века, Исследовательская работа. Авторский коллектив: Зубов Роман, учащийся 7 класса МБОУ гимназия №1 г. Лебедянь, Колесникова Елизавета, учащаяся 7 класса гимназия №1 г. Лебедянь, Лопандин Василий, учащийся 6 класса МБОУ СОШ №2 г. Лебедянь, учащиеся ВШ Казанского собора г. Лебедянь. Руководитель проекта: Лопандина Надежда Павловна, преподаватель православной культуры МБОУ гимназия №1 г. Лебедянь, директор воскресной школы Казанского собора г. Лебедянь
  • БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века":

Редакция текста от: 09.08.2015 18:19:30

"КАРИХ НАТАЛЬЯ СЕМЕНОВНА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google