Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КОСМА ВЕРХОТУРСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Блж. Косма Верхотурский. Икона (Екатеринбург, 2003 г.). Храмовый образ церкви блж. Космы в скиту Екатеринбургского Ново-тихвинского женского монастыря у села Меркушино
Блж. Косма Верхотурский. Икона (Екатеринбург, 2003 г.). Храмовый образ церкви блж. Космы в скиту Екатеринбургского Ново-тихвинского женского монастыря у села Меркушино
Косма Верхотурский (+ 1679), Христа ради юродивый, блаженный

Память 1 ноября (РПЦЗ [1]), в Соборах Екатеринбургских и Сибирских святых

По преданию, отец Космы занимался торговлей, переселился в Верхотурье из Великого Устюга; мать была дочерью священника. В Верхотурье Косма жил вместе с братьями в доме родителей в Заречной части города.  

Согласно рассказу верхотурского старожила Ф. П. Немтинова (+ 1882), святой носил фамилию Немтинов. Однако эти сведения документально не подтверждаются: род Немтиновых в Верхотурье прослеживается только с 1720-х годов. В переписных книгах жителей Верхотурья XVII века упоминается некий Кузка или Коземка Иванов сын: "Двор а в нем живет посадцкой человек Ивашко Абакумов. Детей у него Коземка четырнадцати лет, Данилко одиннадцати лет, Олешка семи лет, Ивашко шти лет" [2]. Поскольку в переписи населения Великого Устюга 1630 года встречается имя "Ивашки Аввакумова", можно предположить, что речь идет об одном и том же человеке - отце Кузки, что подтверждает предание об устюжском происхождении святого [3]. В верхотурской крестоприводной книге 1682 года фиксируется фамилия этой семьи - Сапожниковы [4]. Последний раз имя Кузки встречается в переписи 1679 года, что также согласуется с известием о преставлении Космы в это время [5].

Подвиг юродства Косма воспринял, подражая блж. Иоанну Устюжскому, о котором ему рассказывали родители-устюжане. Косма зимой и летом ходил босым, в одной рубашке. Зимой, приходя в церковь, он отогревал ноги на раскаленных углях. Жители города видели, что юродивый ходил по воде. Однажды он убегал по глади реки от детей, бросавших в него камешками. Косма ежедневно посещал богослужения в верхотурском Никольском мужском монастыре или в городском Троицком соборе.

Скончался 8 декабря 1679 года в г. Верхотурье [6]. В некоторых изданиях ошибочно указывается, что Косма умер в 1706 году [7].

По словам уральского краеведа В. С. Баранова, в Верхотурье существовало предание, согласно которому Косма участвовал в перенесении мощей св. прав. Симеона Верхотурского в 1704 году, однако оно не согласуется с датой преставления святого. Согласно преданию [8], Косма прополз за мощами прав. Симеона весь путь из с. Меркушина до Верхотурья (ок. 60 верст). Уставая, он молитвенно взывал к прав. Симеону, после чего процессия останавливалась, т. к. гроб с мощами невозможно было сдвинуть с места. Впоследствии на местах, где, по преданию, отдыхал святой, построили три часовни, одна из них, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, была освящена в 1913 г. в дер. Костылева Верхотурского у. Часовню разрушили в советские годы. 26 мая 2003 года на ее месте построили и освятили церковь во имя блж. Космы Верхотурского. В 2006 году здесь был основан верхотурский мужской монастырь Космы Верхотурского.

Блаженный Косма был погребён в ограде Верхотурского собора. На могиле блаженного служили панихиды. В XVIII веке на надгробном памятнике Космы поместили кружку для денежных пожертвований (упом. в приходной книге Троицкого собора за 1782 год). В 1825 году над памятником установили сень.

В синодике Троицкого собора имеется запись о явлении Космы некоему крестьянину. В 1836 году он рассказал священникам, служившим в соборе, что во сне "пришел к нему старичок и говорит ему сии слова: что же ты, ходивши в Верхотурье, не поставил свечки Кузме Юродливому" [9]. В 1845-1848 годах на средства верхотурской жительницы на могиле блаженного была построена деревянная часовня во имя св. бессребреников Космы и Дамиана, мучеников Римских. Благочестивой женщине трижды явился святой. Назвавшись Космой юродивым, он попросил огородить его могилу, на которой пасся скот. Святой явился также купчихе Анисье Федоровне из Владимирской губ. и обличил ее в немилосердии к бедным и убогим. Блаженный обещал исцеление, если она исправится, побывает в Верхотурье, отслужит молебен св. прав. Симеону и панихиду на могиле Космы. Некая монахиня, приехавшая в Верхотурье в 1845 или 1846 году, рассказала Ф. П. Немтинову, что больной казначее ее монастыря во сне явился блаженный. Он посоветовал ей пойти в Верхотурье, поклониться мощам св. прав. Симеона и заказать панихиду на могиле Космы. Исполнив сказанное, казначея получила исцеление.

К последней четверти XIX века часовня сильно обветшала, 4 мая 1882 года на средства благотворителей была заложена новая, освящена 28 августа 1883 года. Место погребения блаженного находилось под полом, над ним устроили деревянный рундук. Во время служения литий его крышку откидывали, чтобы молящиеся видели камень на могиле Космы. Около рундука был сделан спуск вниз, чтобы богомольцы могли взять земли с могилы святого. Неподалеку от часовни находился источник, названный «слезами Косьмы юродивого», здесь набирали воду, почитавшуюся целебной.

Многочисленные паломники из различных губерний Российской империи, приезжавшие для поклонения мощам св. прав. Симеона Верхотурского, также посещали часовню блаженного. В конце XIX века их число составляло ок. 50 тыс. чел. в год, во время первой мировой войны возросло до 90-120 тыс. чел. В часовне служили молебны святым Косме и Дамиану, литии и панихиды об упокоении Космы, однако она не могла вместить всех богомольцев. В 1902 году был создан особый комитет под председательством прот. Троицкого собора Петра Арефьева для сбора средств на переустройство часовни. В 1903 году св. прав. Иоанн Кронштадтский пожертвовал на эти цели 100 р. [10]. В 1912-1913 годах заложили фундамент для новой часовни [11], однако проект так и не был осуществлен.

В 1920 году, после вскрытия мощей св. прав. Симеона, монахини Покровского женского монастыря по благословению игум. Таисии (Сычёвой) тайно выкопали мощи святого и перезахоронили их возле алтаря верхотурской Успенской церкви. В советские годы прихожане и паломники заказывали панихиды по Косме и брали землю с его могилы. 

Блаженный Косма канонизирован в 1984 году в составе Собора Сибирских святых

8 февраля 1993 года состоялось обретение его мощей, их поместили в Преображенском храме Никольского монастыря. 28 апреля 1995 года мощи перенесли в домовую церковь Покровского женского монастыря, а 15 октября 1996 года - в Покровскую церковь обители.

В 2010 году его имя включено в Собор Екатеринбургских святых.

Литература

  • ГА в г. Тобольске. Ф. рукоп. книг. Оп. 1. Д. 82. Л. 69, 70, 72, 73, 120 об., 121, 134 об.;
  • РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 487, 746;
  • РНБ. ОЛДП. F 41. Л. 150 об.;
  • ТГИАМЗ. ТМ-12692. Л. 74 об.
  • Верхотурье 12 сент. 1883 г. // Пермские ЕВ. 1883. № 47. Отд. неофиц. С. 625-634;
  • Баранов В. С. Древний Кремль г. Верхотурья (Пермской губ.): Св.-Троицкий собор и часовня. Н. Новг., 1908. С. 20-24;
  • Минея (МП). Июнь. Ч. 1. 1986. С. 349.
  • Холщевников Е. Е. Письма из Верхотурья // Пермские ГВ. 1864. № 23. С. 153;
  • Устюг Великий: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. / Публ.: Н. А. Найденов. М., 1883. С. 13;
  • Шишонко В. Н. Пермская летопись с 1263-1881 г. Пермь, 1887. Период 5. Ч. 2: 1695-1701 гг. С. 7-10;
  • Торопов П., свящ. 300-летие г. Верхотурья. Пермь, 1892. С. 36;
  • Поляков В. П. Прошлое и настоящее г. Верхотурья // ИВ. 1896. Т. 64. № 5. С. 600;
  • Дмитриев А. А. Пермская старина: Сб. ист. статей и мат-лов преимущественно о Пермском крае. Пермь, 1897. Вып. 7: Верхотурский край в XVII в.;
  • Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 99;
  • Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание г. Верхотурья с уездом (Пермской губ.), в связи с ист. сказанием о житии св. прав. Симеона, Верхотурского чудотворца, с прил. свидетельств о благодатных знамениях... и кр. истории Верхотурского Николаевского мон-ря. М., 1899. С. 72;
  • Мартынов В. Краткий церк.-ист. очерк с. Красногорского // Екатеринбургские ЕВ. 1901. Отд. неофиц. № 13. С. 603-611; № 14. С. 634-643;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. 1901. С. 564;
  • Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902. С. 179;
  • Голубинский. Канонизация святых. С. 576;
  • Никодим (Кононов), архим. К вопросу о канонизации святых в Рус. Церкви. М., 1903. С. 4;
  • Павловский А. А. Всеобщий иллюстр. путев. по мон-рям и св. местам Рос. империи и Афона. Н. Новг., 1907. С. 196-197;
  • ЖПодв. Нояб. С. 12;
  • Димитрий [Капалин], игум. [ныне митр.], Пивоваров Б., прот. Праздничные богослужения в Тобольске и Тюмени // ЖМП. 1984. № 12. С. 26;
  • Косма Верхотурский // Верхотурский край в истории России. Екатеринбург, 1997. С. 163;
  • Белобородов С. А. Косма Верхотурский Христа ради юродивый // Культурное наследие рос. провинции: История и современность. Екатеринбург, 1998. С. 263-266;
  • Золотов Е. К. Архитектурное наследие Верхотурья XVIII-XX в. // Очерки истории и культуры г. Верхотурья и Верхотурского края: (К 400-летию Верхотурья). Екатеринбург, 1998. С. 169;
  • Жития сибир. святых. Новосиб., 1999. С. 45-46;
  • Ратшин. Монастыри. 2000. С. 398;
  • Жития новопрославленных святых и подвижников благочестия, в РПЦ просиявших / Сост.: М. Б. Данилушкин, М. Г. Данилушкина. СПб., 2001. Т. 2. С. 397;
  • Жизнеописание Космы Верхотурского, юродивого Христа ради / Св.-Николаевский Верхотурский мужской мон-рь. Верхотурье, 2002;
  • Житие Христа ради юродивого, блж. Космы Верхотурского / Ново-Тихвинский жен. мон-рь. Екатеринбург, 2003;
  • Ист. очерк и житие Христа ради юродивого Косьмы Верхотурского / Св.-Покровский Верхотурский жен. мон-рь. Верхотурье, 2005. С. 34-37;
  • Косьма Юродивый // Верхотурская старина. Верхотурье, 2005. Вып. 4. С. 24-26;
  • Дмитрук А., прот. Патерик Сибирских святых и подвижников благочестия. Единец, 2006. С. 445-446;
  • Жития святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2008. С. 71-76.

Использованные материалы

  • Иеродиак. Гедеон (Плотников). "Косма († 8.12.1679, г. Верхотурье), блж." // Православная энциклопедия, т. 38, с. 217-221



[1]  "Блаж. Космы Верхотурскаго, Христа ради юрод. (1706)" // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2020 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2019, с. 138.

[2]  Перепись населения Верхотурского у. 1666 г. (ТГИАМЗ. ТМ-12692. Л. 74 об.)

[3]  Устюг Великий. 1883. С. 13

[4]  РГАДА. Ф. 214 (Сибирский приказ). Оп. 1. Д. 487. Л. 285

[5]  РГАДА. Ф. 214 (Сибирский приказ). Оп. 1. Д. 746. Л. 21 об., 48

[6]  Дата преставления зафиксирована в синодике-помяннике прот. Иоанна Михайлова (ГА в г. Тобольске. Ф. рукоп. книг. Оп. 1. Д. 82), который упоминается как настоятель верхотурского Троицкого собора в церковных документах 1668, 1670-1671, 1674, 1682, 1684 гг. (РГАДА. Ф. 214 (Сибирский приказ). Оп. 1. Д. 509. Л. 254-254 об.; Д. 549. Л. 266; Д. 585. Л. 104; Д. 746. Л. 94 об.; РГБ. Собр. ОР. № 547. Л. 4; ГА Пермского края. Ф. 297 (Ист. архив Пермской губ. УАК). Оп. 3. Д. 396. Л. 19 об.). На л. 70 Синодика читается запись: «Козмы уродиваго преставися во 7188 году декабря въ день 8». В сборнике рукописных материалов по истории Верхотурья XVII-XVIII вв. на форзаце почерком XIX в. записано со ссылкой на троицкий синодик, что Косма был погребен в 1680 году, при этом писец допустил ошибку в переводе даты с буквенной цифири (РНБ. ОЛДП. F 41)

[7]  Минея (МП). 1986. Июнь. Ч. 1

[8]  Жизнеописание Христа ради юродивого Космы Верхотурского // Православная газета. Екатеринбург, 1994. № 10. С. 4

[9]  ГА в г. Тобольске. Ф. рукоп. книг. Оп. 1. Д. 82. Л. 134 об.

[10]  Екатеринбургские ЕВ. 1903. № 15. Отд. офиц. С. 381

[11]  Золотов. 1998. С. 169

Редакция текста от: 23.03.2024 18:29:17

"КОСМА ВЕРХОТУРСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google