10.06.2024 Комиссия по правам человека Пакистана признала убийство христианина толпой мусульман по обвинению в богохульстве «плановой манипуляцией на религиозном рвении» – тот умер в больнице 3 июня, и в тот же день суд отверг апелляцию христианки, арестованной по такому же обвинению, пишет morningstarnews.
Комиссия по правам человека Пакистана (Human Rights Commission of Pakistan, HRCP) выпустила доклад по факту зверской расправы мусульманской толпы 25 мая над христианином по имени Назир Масих Гилл (Nazeer Masih Gill), который скончался в больнице от тяжких ранений 3 июня. Это преступление правозащитники именуют «спланированным нападением с явными признаками манипуляции на религиозном рвении с преступной целью». Расправа произошла в городе Саргодха в районе «Колонии моджахедов» (Mujahid Colony), в провинции Пенджаб.
Согласно докладу HRCP, Назира Гилла обвинил в осквернении Корана сосед Аюбом Гондал сразу после ссоры детей последнего с внуками Назира Гилла. Правозащитники приходят к выводу, что нападение на семью Джилла и погром его дома и обувной мастерской стал результатом отнюдь не выдуманного богохульства, а личной мести в ходе конфликта двух семей. Правозащитная организация также подчеркивает, что ключевую роль в расправе сыграли призывы фанатиков в мечетях, которые подстрекали мусульман собираться и выступать на защиту веры.
«В связи с этим происшествием полиция составила два первичных протокола [First Information Reports, FIR], – гласит доклад. – Первый протокол составили на покойного Назира Масиха [Гилла] в день нападения, где на него возводят клеветнические обвинения в богохульстве и возбуждении межрелигиозной вражды. Во втором протоколе, оформленном после смерти Назира, толпу обвиняют в покушении на убийство. Следует отметить тот факт, что полиция умалчивает в обоих протоколах о подстрекательских призывах в мечетях, которые сыграли решающую роль в сплочении толпы и разжигании страстей. Мы призываем к беспристрастному и тщательному расследованию этого преступления и привлечению к ответственности всех причастных, а также в изучении подстрекательских действий членов политических партий, как «Техрик-и-Лаббайк Пакистан» (ТЛП), породивших это насилие».
Толпа разъяренных мусульман напала на дом Назира Гилла и его сына Султана Масиха Гилла (Sultan Masih Gill), по голословному обвинению в преднамеренном сожжении страниц Корана, указывается в докладе, при этом «подстрекательские призывы в мечети вызвали взрыв давно тлевшей межрелигиозной и личной напряженности». На эти призывы собралась толпа примерно в 2 тысяч мусульман, которая пришла в исступлении и двинулась к дому христиан, призывая покарать смертью Назира Гилла и его сына как богохульников. Эти призывы распространялись и в WhatsApp.
«Толпа мусульман с камнями, палками и бутылками с зажигательной смесью устроила безумства и погром [25го мая], – говорится в отчете. – Сначала полиция пыталась усмирить толпу, а затем, осознав серьезность ситуации, постаралась эвакуировать семью христиан. Для разгона толпы полиция применила слезоточивый газ, и ей удалось спасти от расправы девять членов семьи, включая женщин и детей, – говорится в сообщении. – Однако Назир Масих был схвачен толпой и зверски избит. 3 июня он скончался от полученных травм».
28 мая миссия HRCP в составе Махина Прачи, Асада Джамаля и Якуба Хана Бангаша (Maheen Pracha, Asad Jamal, Yaqoob Khan Bangash) встретилась с местными религиозными, общественными и политическими лидерами, с начальством полиции, с членами семьи погибшего и местными жителями. Выяснилось, что в районе «Колонии моджахедов» проживает 150-200 христианских семей среди примерно 2 тысяч мусульманских семей, и отношения всегда были мирными и добрососедскими. В результате погрома Назир Гилл получил смертельные ранения, а его обувная мастерская, где работали девять христиан, сгорела дотла, а многим местным христианам пришлось бежать. Беженцы выражают тревогу и сомнения в своей безопасности в случае возвращения. «Правительство Пенджаба попыталось преуменьшить значение инцидента, препятствуя освещению событий в прессе и не выступив с его решительным осуждением», подчеркивается в докладе. Миссия также напомнила решение Верховного суда от 2014 года о правах религиозных меньшинств и призвала внести поправки в законы о богохульстве, дабы его нельзя было далее использовать для сведения личных счетов и прочих злоупотреблений.
HRCP рекомендует властям принять меры по восстановлению доверия граждан-христиан и действенно препятствовать попыткам разжигания ненависти, особенно в социальных сетях и через громкоговорители мечетей. «Необходимо строго пресекать попытки политических партий использовать обвинения в богохульстве как инструмент достижения политических целей, – гласит доклад. – Также необходимо повысить оперативность полиции и предоставить ей нужные технические средства и полномочия для пресечения подобных погромов. Сотрудники полиции на местах должны быть осведомлены о реальной опасности для религиозных меньшинств при обвинениях в богохульствах. Решение Верховного суда от 2014 года о правах религиозных меньшинств должно неукоснительно выполняться по букве и духу. Правительству надлежит обеспечить физическое и экономическое благополучие пострадавших семей и срочно провести их реабилитацию».
В другой статье издания Christian Daily International и Morning Star News пишут, что 28-летняя пакистанская христианка Стелла Хавар (Stella Khawar) остается в тюрьме по голословному обвинению в богохульстве, и 3 июня суд отклонил ее ходатайство об освобождении под залог.
Ее арестовали 12 мая в селе Харота Сайедан округа Сиалкот провинции Пенджаб, как сообщил ее муж-христианин Хавар Шахзад (Khawar Shahzad), оставшийся с 4-летним сыном на руках. «После христианских погромов 16 августа 2023 года в Джаранвале (Jaranwala) и жесткой реакции властей в нашей деревне стали появляться богохульные надписи на деньгах, пакетах и в других местах, – поведал Хавар Шахзад. – Это породило напряженность в общине, где проживает 300-350 христианских семей».
Полиция без всяких оснований обвинила Стеллу Хавар и взяла под стражу на основании неких «конкретных доказательств», которые до сих пор не предъявлены. Хавар Шахзад говорит, что ему не дают встречаться со своей женой после ареста. «Моя жена набожная христианка, она была очень расстроена и напугана терактами в Джаранвале, – говорит муж. – Однако она никогда не говорила и не делала ничего такого, в чем ее обвиняют». Ее обвиняют по статье 295-А закона о богохульстве, по которой ей грозит до 10 лет тюремного заключения за «умышленное оскорбление религиозных чувств», и по статье 505 за «умышленное нагнетание страха в обществе с целью подрыва правопорядка», по которой ей грозит до семи лет тюремного заключения.
Пакистан, как и годом ранее, занял седьмое место в списке стран-гонителей христиан (2024 World Watch List), публикуемом правозащитной службой Open Doors.