13.10.2023 В Бангладеш мусульманское большинство усиливает гонения на христиан в канун выборов, поскольку политики пытаются тем самым потакать самым низменным запросам избирателей, пишет persecution.
Ответ на вопрос «усилились ли преследования в Бангладеш?» зависит того, кому он адресован. Многие свежие заголовки в местных СМИ выглядят уже достаточно зловеще. По мере приближения страны к национальным выборам в январе 2024 года, среди религиозных меньшинств усиливается обеспокоенность явным сдвигом страны в сторону ислама самого фундаментального толка. Активисты Бангладешского Совета индуистско-буддийско-христианского единства (Bangladesh Hindu Buddhist Christian Unity Council) недавно даже пошли на голодовку, дабы выразить свой гнев и разочарование тем фактом, что религиозные меньшинства в стране последовательно лишают должного политического представительства для адекватного противодействия религиозным преследованиям.
Как свидетельствует последний «Список всемирной вахты» (World Watch List 2023), который приводит данные по станам-гонителям христианства, в последние годы в Бангладеш явно обостряются преследования религиозных меньшинств. Поступают сообщения о расширении географии и масштабов захватов земель, принадлежащих христианам, а местные политики говорят о религиозных меньшинствах во все более жестком ключе.
Более 90% из 170 миллионов граждан Бангладеш являются мусульманами, а подавляющее большинство остальных исповедует индуизм. Христианство существует в качестве крохотного меньшинства в Бангладеш уже более половины тысячелетия. Оно зародилось в этой земле с прибытием португальских исследователей и католических миссионеров в начале 1500-х годов. Протестантская вера пришла в страну в середине 1700-х годов благодаря усилению влияния Британской Индии. Христиане все эти столетия основывали в стране многочисленные школы, больницы и другие учреждения социального обслуживания и обеспечения, и тем самым оказали и продолжают оказывать большое влияние на человеческое и общественное развитие Бангладеш. Потому реальная роль христиан и их вклад в общество намного выше их доли в общем населении.
Среди современных бангладешских христиан около половины исповедуют католицизм, а вторая половина – протестантизм, причем среди протестантов преобладают баптисты. Отец Банарджи (Banarjee) от баптистской церкви B.L.C.M. свидетельствует, что католическая церковь сталкивается с преследованиями в Бангладеш, при этом более широким и системным преследованиям подвергают, как правило, протестантов. В целом христианство в стране, по различным статистическим данным, исповедуют от 0,3% до 1 процента населения. Отец Банарджи склоняется скорее к 0,3%. Работу церкви в плане обращения населения в христианство от считает «неустанной», но «небыстрой», поскольку она, в силу местных условий, идет «медленно и скрытно».
Преподобный Сэмюэл (имя изменено по соображениям безопасности), священник из Дакки, свидетельствует, что успехи церкви в обращении оценивать сложно, поскольку новообращенные христиане обычно предпочитают сохранять свои мусульманские или индуистские имена, чтобы не менять паспорта и иных удостоверения. Хотя ислам объявлен государственной религией, конституция Бангладеш гарантирует «равный статус и равные права в исповедании индуистской, буддийской, христианской и других религий». Однако на практике обращение в христианство навлекает на новообращенного большие опасности и проблемы, особенно если он (она) происходит из мусульманской семьи.
На протяжении десятилетий Бангладеш считалась страной умеренного мусульманского большинства. Однако отец Банарджи свидетельствует, что уже примерно 20-25 лет наблюдается нарастающий «отход от умеренности» в сторону фундаментализма, поскольку политики в борьбе за голоса апеллируют к все более радикальным настроениям, силам и запросам в среде мусульманского населения.
Вот почему, по мнению Банарджи, на фоне немногочисленных случаев гонений со стороны индуистов, основная часть гонений на христиан идет со стороны мусульман. «Если мусульманин принимает христианство и публично заявляет о своей верности Иисусу, он немедленно сталкивается с угрозами и насилием как вероотступник, – говорит священник. – Такие новообращенные христиане обычно рискуют утратить всю свою родню, положение в общинах и даже саму жизнь. Очень трудно сказать, какой процент бангладешских мусульман в настоящее время поддерживает случаи преследования христиан. Не берусь оценивать их долю, однако явно наблюдаю, что за последнее десятилетие случаи гонений ширятся и нарастают, и все большему числу мусульман нравится преследовать христиан. За последние десять лет исламские радикалы снесли в стране многие церковные здания, и многих христиан лишили имущества и даже жизни».
В июне 2023 года Патрик Д'Розарио (Patrick D’Rozario), бывший архиепископ католической архиепархии Дакки, обрел неожиданную популярность в местных СМИ и попал на первые полосы, когда благостно отметил, что в Бангладеш отсутствуют серьезные преследования христиан. Отец Банарджи считает эти слова бывшего архиепископа «политическим заявлением», а вот отец Сэмюэл отчасти разделяет это мнение. «Действительно, если сравнивать с Пакистаном, христиане пользуются относительной свободой в Бангладеш, – признает прелат. – Однако тот факт, что масштаб и частота преследований у нас меньше, чем в Пакистане, не означает, что нам здесь живется вполне безопасно».
Вообще оценивать масштаб гонений в стране сложно уже потому, что трудно найти христиан, готовых говорить всю правду об условиях своей жизни и вероисповедания в Бангладеш. Одни из них явно опасаются за свою безопасность, а другие предпочитают «прятать голову в песок». Если гонения и случаются, они стараются не очень их замечать по принципу «не буди лихо, пока оно тихо». Они убеждают себя, что нынешние условия не так уж нетерпимы, но могут быстро ухудшиться, если «раскачивать лодку» и привлекать ненужное внимание к проблеме напряженности и преследований. «Даже правительственные службы советуют нам всячески избегать столкновений по любым вопросам с религиозным большинством, – говорит отец Сэмюэл. – Я хорошо понимаю, что власти обеспокоены растущими насилиями исламских фундаменталистов внутри страны».
Помимо физических насилий, оскорблений, травли и нападений, преследования христиан со стороны исламских фундаменталистов часто выражаются и в захватах земель и имущества. Поскольку страна входит в десятку самых густонаселенных в мире, в ней постоянно идет борьба за каждый клочок земли, тем более что в этой десятке она лидирует по численности населения. По словам отца Банарджи, местные христиане считаются легкой добычей среди захватчиков земель, поскольку преступники полагают – и чаще всего справедливо – что местные власти не станут чинить препятствия и отстаивать права христиан, даже когда незаконные выселения, изгнания и столкновения приводят к жертвам.
По словам отца Банарджи, скрытое бесправие христиан поощряет насильников не только к захватам их собственности и земель, но и к «частым сносам церквей», а также к нападениям на духовенство. Он свидетельствует, что лично дважды слышал угрозы убийством в свой адрес по мотивам ненависти к религии, а однажды чудом спасся при нападении из засады, когда ехал по пастырским заботам на мотоцикле. «День ото дня гонения на христиан усиливаются, – убежден отец Банарджи. – И в ближайшее десятилетие их будет все больше и больше».
В то же время отец Сэмюэл считает, что за последние 15 лет преследования стали менее жестокими, в том числе стало меньше случаев поджогов церквей и физических нападений на христиан. По его мнению, в целом большинство мусульман Бангладеш уважают христиан как «людей книги» и не поддерживают немногочисленных радикалов в нападках и гонениях. Пастырь считает большинство бангладешских мусульман глубоко порядочными людьми, хотя среди них, как и в любой религии, есть необразованная фанатичная прослойка. Этой прослойке легко «промывают мозги ненавистью» немногочисленные имамы радикального толка – как в личном общении с правоверными, так и в онлайне, причем многие из них действуют из-за рубежа.
Отец Сэмюэл уверяет, что антихристианские преследования все же очень редки и нетипичны для городских районов с относительно образованным и толерантным населением. А вот в отдаленных сельских районах, где люди далеко не столь образованы, радикальные идеи находят обильную и благоприятную почву, и там-то и случаются гонения на христиан. Он рассказывает, как в прошлом году крестил новообращенных мусульман в дальней деревне, а перед домом тем временем копилась возмущенная толпа соседей-мусульман. В ту же ночь, когда отец Сэмюэл уже вернулся в Дакку, эти мусульмане возвели на новообращенных христиан поклеп в том, что те, якобы, сожгли Коран в знак приверженности новой вере. В результате новообращенных селян просто изгнали из деревни, им пришлось бросить свои дома и имущество и бежать в город.
По словам отца Сэмюэла, власти Бангладеш не одобряют подобных притеснений иноверцев, однако в дальних деревнях влияние центральной власти мало ощутимо, и гонимые селяне оказываются практически беззащитными. При этом представители властей на местах стремятся «спускать на тормозах» случаи общинной вражды – вплоть до того, что полиция отказывает христианам в приеме заявлений, а прокуратура игнорирует их юридические жалобы и иски, поскольку любые конфликты делают жизнь в маленьких дальних общинах еще более опасной.
По мере того, как в Бангладеш приближается дата национальных выборов в начале 2024 года, религиозные меньшинства наблюдают за развитием событий с растущей опаской. Даже самые оптимистичные христиане, вроде отца Сэмюэла, верящие в то, что правительство прилагает разумные и достаточные усилия для поддержания религиозного плюрализма и толерантности, не могут не отмечать, что в конечном счете «политики избираются голосами избирателей, а потому волей-неволей потакают самым низменным запросам большинства в своих программах».