05.03.2023 В Нигерии выбрали президентом мусульманина на фоне протестов против подтасовок, при этом в ряде мест исламисты запрещали христианам голосовать и убили не менее 10 человек, сообщает catholicnewsagency.
Независимая избирательная комиссия Нигерии (INEC) провозгласила безоговорочным победителем президентских выборов 70-летнего Бола Тинубу (Bola Tinubu), кандидата от правящей партии «Конгресс прогрессистов» (All Progressives Congress, APC). Однако католические епископы страны (и не только они) резко раскритиковали избирательную комиссию за неправильный подсчет голосов, и призвали власти честно рассмотреть жалобы избирателей и других политических партий.
«Задержки в электронной идентификации избирателей и в передаче результатов с участков на портал текущих результатов INEC и в оглашении результатов в проверочных центрах вызвала у многих подозрения касательно прозрачности всего процесса, – гласит заявление архиепископа Оверри Люциуса Иведжуру Угорджи (Lucius Iwejuru Ugorji), президента Конференции католических епископов Нигерии. – Вот почему в обществе возникла напряженность, и нарастают волнения не только в ряде политических партий, но и в широких слоях населения Нигерии. Независимо от сроков, которые на это потребуются, INEC должна все перепроверить и доказать честность процедуры и результата, дабы гарантировать невмешательство в волеизъявление избирателей и восстановить доверие граждан к нашему правительству и его учреждениям. Как гласит поговорка, если пошел неверным путем, можешь не торопиться».
Тинубу – мусульманский выходец из племени йоруба, кандидат от правящей партии нынешнего президента Мухаммаду Бухари, который завершил второй президентский срок и утратил право баллотироваться вновь. Явка избирателей составила всего 29%, что намного ниже, чем на выборах 2019 года, причем появилось множество документов и видео-свидетельств о подмене голосов и запугивании избирателей. Кандидатов выдвинули 18 партий, однако главными соперниками Тинубу были мусульманин из племени фулани Атику Абубакар (Atiku Abubakar), глава Народно-демократической партии, и католик из племени игбо Питер Оби (Peter Obi), глава Лейбористской партии. Наблюдатели надеялись на успех выборов и мирную передачу власти гражданскому правительству ввиду обширности территории и большого влияния Нигерии в Западной Африке. Успешные выборы и признание нового президента заложили бы хорошую основу для общенациональной борьбы против радикальных исламистских боевиков. Массовые убийства земледельцев-христиан в разоренном войной штате Бенуэ прямо в день выборов, 25 февраля, еще раз доказали беззащитность христиан перед насилиями, творимыми над ними в этой стране мусульманского большинства.
По сообщениям местных СМИ, исламистские боевики племени фулани запрещали христианам идти на избирательные участки под угрозой расправы. Стало известно, что не менее 10 ослушников были сразу убиты в своих домах в ночь после голосования, сообщил изданию CNA отец Ремигиус Ихьюла (Remigius Ihyula), католический священник в Макурди. Тем временем избирательная комиссия INEC доложила, что партия APC набрала большинство голосов (как того требует конституция) в 24 штатах как минимум, а также в федеральном столичном округе Абуджа.
Победитель Тинубу отмахнулся от жалоб проигравших на подтасовки при подсчете голосов, и похвалил INEC за «обеспечение свободных и справедливых выборов». «Реально доказанных ошибок было относительно немного, и они никак не повлияли на конечный результат, – гласит заявление победителя. – С каждой избирательной кампанией мы неуклонно совершенствуем этот процесс, жизненно важный для нашей демократической жизни. Сегодня Нигерия выросла в гиганта Африки. Она сияет все ярче как крупнейшая демократия континента».
Оппозиционные партии вышли из процесса подсчета голосов через два дня в знак протеста против массовых подтасовок и преступного запугивания своих избирателей. «Мы, представители партий, здесь не для того, чтобы штамповать фальшивые выборные отчеты, состряпанные INEC и APC, –заявил в интервью Дино Мелайе (Dino Melaye), пресс-секретарь Народно-демократической партии. – У нас есть записи, [показывающие], что бимодальные системы аккредитации [сканеры лиц избирателей с автоматической регистрацией] стояли отключенными на участках, и все же участковые комиссии выдали результаты». Лейбористская партия Оби также клянется оспорить результат выборов в суде. «Мы обязательно подадим иск в суд на аннулирование результата выборов, – заявил CNA адвокат Якубу Бава (Yakubu Bawa), глава юридической группы Оби. – Это самые бесчестные выборы с тех пор, как Нигерия восстановила гражданское правление в 1999 году. К примеру, результаты голосования на избирательных участках в штате Лагос не загрузили на сервер избирательной комиссии, а в штатах Риверс и Дельта подсчеты голосов были явно подтасованы».
В этом году избирательная комиссия попыталась пресечь мошенничество, установив систему электронного сканирования лиц избирателей с автоматической отправкой данных в реальном времени в центр, дабы пресечь махинации при подсчете бумажных бюллетеней. Однако мошенники нашли способ обмана системы, по словам Кунле Лавала (Kunle Lawal), директора Коллегии выборщиков и наблюдателей в Лагосе. «Некоторые находчивые политики обошли электронную систему, когда многие участки на местах «не смогли загрузить результаты» электронных сканеров, – говорит Лавала в интервью CNA. – Во многих случаях подписанные и заверенные печатью списки избирателей на участках резко отличались от результатов, автоматически зафиксированных проверочным центром INEC».
Наблюдатели в США выразили «сдержанное неодобрение». НПО «Международный республиканский институт» и «Национальный демократический институт» в США обвинили правительство «в лишении избирательных прав многих нигерийцев под предлогом логистических трудностей, которые можно было предвидеть и предотвратить». «Технические сбои привели к позднему открытию участков по всей стране, создав напряженность, после чего секретность голосования была нарушена ввиду переполнения участков, – гласит отчет бипартийной группы наблюдателей США. – В своей совокупности эти проблемы лишили нигерийцев избирательных прав во многих частях страны, хотя реальные масштабы нарушений в настоящее время неизвестны».
Некоторые правозащитные НПО полагают, что правдоискателям не удастся собрать достаточную доказательную базу, чтобы аннулировать результат выборов. «Будут ли выборы аннулированы? Вряд ли, – полагает Кайл Абтс (Kyle Abts), директор Международного комитета по Нигерии. – Если нигерийцы и международные наблюдатели не объединятся, чтобы выяснить правду и явить ее народу, нигерийская демократия останется фасадом, пустышкой. Пока очевидно, что INEC была чрезвычайно небрежна в учете голосов и отчетности. Поступают сообщения о вбросах бюллетеней и пропажах урн для голосования, а также о том, что некоторые избирательные участки так и не открылись».
В канун выборов мусульманские лидеры страны призвали правоверных поддержать мусульманских кандидатов Бола Тинубу и Кашима Шеттиму (Kashim Shettima), и даже назвали их борьбу «политическим джихадом». Все другие ведущие партии выдвинули по мусульманскому и христианскому кандидату, как велит неофициальная традиция, опирающаяся на конституцию страны. Это дает основания, по словам Нины Ши (Nina Shea), старшего научного сотрудника Хадсоновского института, считать голосование «сектантским». «Голоса христиан растащили между НДП и Лейбористской партией, однако Лейбористская партия не смогла привлечь голоса мусульман, – сокрушается Ши. – Я удивляюсь тому, что партия Оби не подготовила стратегию единения голосов христиан и допустила их раскол».